РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей Шохиной Т.Н. Заместителя прокурора <адрес> Макарова Д.В. при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>»; об обязании Главы муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>»; об обязании Главы муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Макаров Д.В. заявление поддержал и пояснил, что постановлением Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и Градостроительства администрации муниципального района <адрес>». Учитывая, что данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, он является нормативным правовым. Данное постановление, опубликованное в газете <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению по следующим основаниям. Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступил в законную силу 30.07.10 года. Согласно ст. 12, 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. Согласно п. 7 ст. 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект отмеченного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством. Таким образом, утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» свидетельствует о принятии нормативного акта за пределами компетенции, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96отнесено к коррупционным факторам. Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг. Учитывая, что указанными обстоятельствами нарушены права и свободы неопределенного круга лиц на проведение независимой экспертизы проекта административного регламента, руководствуясь ст. ст. 45, 251-253 ГПК РФ, он просит: Постановление Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования. Обязать Главу муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>. Судом установлено, что постановлением Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и Градостроительства администрации муниципального района <адрес>». Учитывая, что данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, он является нормативным правовым. Данное постановление, опубликованное в газете <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению по следующим основаниям. Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступил в законную силу 30.07.10 года. Согласно ст. 12, 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. Согласно п. 7 ст. 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект отмеченного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством. Таким образом, утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» свидетельствует о принятии нормативного акта за пределами компетенции, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96отнесено к коррупционным факторам. Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг. В связи с изложенным заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью. Суд при вынесения решения по делу не может согласиться с доводами представителя администрации муниципального района <адрес> о том, что не представляется возможным говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, что окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента; что по результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» выявлено не было, поскольку в силу ст.13 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» размещение проекта административного регламента в сети Интернет является обязательным требованием и возможность проведения независимой экспертизы установлена для любого проекта административного регламента. Таким образом, в нарушение требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией <адрес> проект указанного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта. Поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью. На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197,198, 251-253 ГПК РФ, ст.с.12,13 федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.10 года, суд РЕШИЛ: Признать Постановление Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» противоречащим закону и недействующим с момента опубликования. Обязать Главу муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней. Судья: Шохина Т.НПредставитель Администрации муниципального района <адрес> Комина М.В. заявление не признала и пояснила, что исходя из содержания статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» независимая экспертиза проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг - процедура исследования размещенного на официальном сайте разработчика проекта административного регламента, предметом которой является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Постановление Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика- застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» устанавливает действия администрации муниципального района <адрес> в лице Управления заказчика, застройщика, архитектуры и градостроительства по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в интересах неопределенного круга лиц, потенциальных получателей муниципальной услуги. В связи с чем говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным.
Кроме того, статья 13 указанного Федерального закона гласит, что орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Таким образом, окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента.
В отношении экспертизы, необходимой к проведению уполномоченным органом местного самоуправления, сообщают, что Регламентом администрации муниципального района <адрес> предусмотрена обязательная процедура согласования правовых актов Главы муниципального района <адрес> руководителем Правового Управления администрации муниципального района <адрес>, представляющая собой их исследование на соответствие действующему законодательству. В отношении административных регламентов предоставления муниципальных услуг - в том числе, на соответствие действующему законодательству в сфере предоставления муниципальных услуг.
По результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» выявлено не было.
С учетом изложенного, администрация муниципального района <адрес> считает, что заявление прокурора о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» безосновательно и просит в удовлетворении данного заявления отказать.
Из постановления администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованного в газете <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (п.2.4) «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального района <адрес>, муниципальными учреждениями муниципального района <адрес>» усматривается, что в окончательном виде (с учетом анализа, проведенного Правовым управлением) проект административного регламента вместе с информационным письмом, подготовленным разработчиком административного регламента, направляется в информационно-аналитический отдел администрации муниципального района <адрес> для размещения проекта административного регламента на официальном сайте администрации муниципального района <адрес>…
С момента размещения проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления и осуществления в отношении него независимой экспертизы.
Выслушав объяснения прокурора и представителя администрации муниципального района <адрес>, исследовав постановление главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>», суд считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению полностью.