Решение по иску прокурора к Администрации о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия муниципального здания требованиям пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 г.

Сергиевский

районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кажаева А.Н.,

с участием:

помощника прокурора <адрес> Шарина С.С.

представителя Администрацией муниципального района <адрес> Гришиной И.В.

представителя <адрес> Управления министерства образования науки и образования <адрес> Чалтышева А.В.

представителя МОУ <адрес> СОШ Маколиной Г.Е.

представителя ОГПН <адрес> и <адрес> районов Ивашева Д.В.

при секретаре Дериенко Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску <адрес>

в защиту интересов неопределенного круга лиц

к Администрацией муниципального района <адрес>, третьим лицам МОУ <адрес> СОШ, <адрес> Управлению министерства образования науки и образования <адрес>, ОГПН <адрес> и <адрес> районов

о признании незаконным бездействия Администрацией муниципального района <адрес> по обеспечению соответствия <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ требованиям пожарной безопасности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц обратился в суд одноименного района и просил:

признать незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании в здании <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ, расположенном по адресу: <адрес>:

обязать ответчика устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в связи с чем в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятии и в здании филиала МОУ:

  • Установить дверные полотна на лестничной клетке 2-го этажа.
  • Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шарин С.С. иск в части обращения решения суда к немедленному исполнению изменил на возложение обязанности ответчика устранить недостатки в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в поддержание иска пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями муниципального района <адрес> закона «Об образовании» и законодательства РФ об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства РФ о лицензировании и пожарной безопасности в здании <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ.

Так в указанном образовательном учреждении отсутствует лицензия на ведение образовательной деятельности в связи с тем, что здание школы не соответствует требованиям пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении последних <данные изъяты> лет, о чем свидетельствуют предписание от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданные отделом Государственного пожарного надзора муниципальных районов <адрес>, <адрес> Управления Государственного пожарного надзора по <адрес>.

В соответствии со ст. 41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Ст. 1 указанного закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального района <адрес> к вопросам местного значение муниципального района относится формирование, учреждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета. Пункт 10 ч. 1 ст. 7 Устава устанавливает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района также относится к вопросам местного значения. Решение вопросов местного значения, в соответствии с уставом, относится к компетенции администрации района. Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности самостоятельно МОУ <адрес> СОШ, не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация муниципального района <адрес>, являющаяся собственником здания, в котором расположено указанное образовательное учреждение, не выделяет достаточных средств на устранение нарушений пожарной безопасности, несмотря на то, что о них известно с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в учреждении не устранены, что подтверждается Актом обследования ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственниками их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п. 1.8 Устава МОУ <адрес> СОШ учредителем школы являются: организация ответчика и Министерство образования и науки <адрес> в лице <адрес> Управления.

Из п. 7.1. Устава следует, что имущество школы, закрепленное за ней на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.

В соответствии с ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и введены в действие с 30 июня 2003 года. Настоящие Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Указанные нарушения Правил пожарной безопасности в здании в здании <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ создают опасные условия нахождения в данном учреждении воспитанников, работников и других лиц.

Приведенные обстоятельства объективно указывают на то, что администрацией муниципального района <адрес> в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий пожарной безопасности в данном учреждении. Неисполнение собственником имущества возложенных законом на него как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Бездействием прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Также бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей района, как несовершеннолетних воспитанников, работников учреждений, так и других граждан, которые могут находиться в здании учреждения в силу каких-либо причин. Это могут быть родители, бабушки, дедушки воспитанников, работники контролирующих органов, пожарные, задействованные в ликвидации возгорания, проходящие мимо граждане. Круг лиц, которые могут находиться в помещении или в непосредственной близости от него в момент возникновения возгорания, достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Представитель ответчика Гришина И.В. в судебном заседании иск не признала, полагала, что в связи с тем, что часть нарушений на время рассмотрения дела уже устранены, срок устранения оставшихся нарушений не наступил, свидетельствуют об отсутствии в действиях ответчика незаконного бездействия.

Представители <адрес> управления Чалтышев А.В и МОУ <адрес> СОШ Маколина Е.Г., доводы представителя ответчика поддержали.

Представитель ОГПН <адрес> и <адрес> муниципальных районов Ивашева Д.В. в судебном заседании полагал, что иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению.

Выслушав стороны, суд нашел иск прокурора, уточненный в судебном заседании, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1.8 Устава МОУ <адрес> СОШ учредителем школы являются: организация ответчика и Министерство образования и науки <адрес> в лице <адрес> Управления.

Из п. 7.1. Устава следует, что имущество школы, закрепленное за ней на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.

Обязанность организации ответчика по обеспечению соблюдения мер противопожарной безопасности в здании <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ устанавливается приведенными прокурором нормативно-правовыми актами, Уставом организации ответчика и его представителем не оспаривается.

Наличие нарушений правил противопожарной безопасности в МОУ устанавливается приведенным предписанием от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности ГПН <адрес> и <адрес> муниципальных районов (л.д. 11).

Длительность бездействия ответчика по устранению нарушений противопожарной безопасности подтверждается предписанием того же ОГПН предписание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

При таких установленных судом обстоятельствах, приводимые представителем ответчика доводы о том, что часть выявленных нарушений были устранены после обращения прокурора в суд с настоящим иском, приняты во внимание судом быть не могут, так как факт устранения нарушений после такого обращения прокурора в суд с иском, незаконности бездействия ответчика не исключают.

Испрашиваемый прокурором срок до истечения которого нарушения ответчиком полежат устранению не противоречит содержанию предписания ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ, которым такой срок установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить

Признать незаконным бездействие - непринятие мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ, органом местного самоуправления - Администрацией муниципального района <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятии и в здании <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ по адресу: <адрес>:

установить дверные полотна на лестничной клетке 2-го этажа.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                           А.Н. Кажаев