Решение по иску прокурора к ОАО об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.



                                                                 

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                            14 апреля 2011г.

Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> Сендик И.С.,

представителя ответчика Карягина В.И.,

представителя заинтересованного лица отдела экологии управления заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Никитиной И.А.,

при секретаре Пройдак Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,     

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением и просит обязать ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» при осуществлении по адресу: <адрес> деятельности по <данные изъяты> устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получить лимиты на размещение отходов; разработать и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности; разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области с обращениями с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; обеспечить прохождение руководителя организации и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, завести журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Сендик И.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой деятельности ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> установлено, что ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» по указанному адресу осуществляет деятельность по <данные изъяты> с грубым нарушением норм природоохранного законодательства. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду. Из положений ст. 39 указанного Закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» законодательства РФ об охране окружающей среды установлено, что в ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» при эксплуатации ремонтно-механического завода образуются отходы, в том числе: мусор от бытовых помещений, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, отработанные электрические лампы накаливания, смет с территории и другие. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Кроме того, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Согласно, приказу Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» мусор от бытовых помещений относятся к IV классу опасности, строительный мусор к IV классу опасности. Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и представлять указанную отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Также, в соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами, определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, а также вносят плату за размещение отходов производства и потребления. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ст.ст. 11, 14, 15, 18, 19, 21 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» в ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод»: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден; лимиты на размещение отходов не получены; паспорта на отходы I-IV класса опасности не составлены; учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов не ведется; лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности соответствующей профессиональной подготовки отсутствуют. Кроме того, в нарушение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ в ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» отсутствует согласованный с федеральным органом исполнительной власти в области с обращениями с отходами порядок осуществления производственного контроля в области с обращения с отходами. Статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований, <данные изъяты> ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» Карягин В.И., ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также специалисты ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, проверкой установлено, что деятельность ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» осуществляется с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства РФ, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как следствие повлечь нарушение прав граждан - неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Представитель ответчика Карягин В.И. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью.

Представитель заинтересованного лица отдела экологии управления заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Никитина И.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить иск.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, изучив материалы и доказательства по делу, суд принимает признание ответчика иска считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора <адрес> к ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Обязать ОАО «<адрес> ремонтно-механический завод» при осуществлении деятельности по адресу: <адрес> устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получить лимиты на размещение отходов; разработать и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности; разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, обеспечить прохождение руководителя организации и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, завести журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий судья                                  И.А.Яковлев