Решение по иску прокурора к Б. об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.



                                                                 

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                            14 апреля 2011года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> Сендик И.С.,

ответчика Белякова Ф.Н.,

представителя заинтересованного лица отдела экологии управления заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Никитиной И.А.,

при секретаре Пройдак Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Белякову ФИО6 об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,     

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением и просит обязать <данные изъяты> Белякова Ф.Н. при осуществлении деятельности по <данные изъяты> по адресу: <адрес> устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получить лимиты на размещение отходов; разработать и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности; разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду; пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, завести журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сендик И.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой деятельности <данные изъяты> Белякова Ф.Н., осуществляющего <данные изъяты> деятельность по адресу: <адрес>, установлено, что <данные изъяты> Беляков Ф.Н. по указанному адресу осуществляет деятельность по <данные изъяты> с грубым нарушением норм природоохранного законодательства. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду. Из положений ст. 39 указанного Закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения <данные изъяты> Беляковым Ф.Н. законодательства РФ об охране окружающей среды установлено, что у <данные изъяты> Беляков Ф.Н. при эксплуатации <данные изъяты> образуются отходы, в том числе: мусор от бытовых помещений, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, отработанные электрические лампы накаливания и другие. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Кроме того, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Согласно приказу Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» мусор от бытовых помещений относятся к IV классу опасности, строительный мусор к IV классу опасности. Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и представлять указанную отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Также, в соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами, определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, а также вносят плату за размещение отходов производства и потребления. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ст.ст. 11, 14, 15, 18, 19, 21 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» у <данные изъяты> Белякова Ф.Н.: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден; лимиты на размещение отходов не получены; паспорта на отходы I-IV класса опасности не составлены; учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов не ведется; госстатотчетность по форме 2-ТП (отходы) в государственные контролирующие органы не предоставляются; плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится; лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности соответствующей профессиональной подготовки отсутствуют. Кроме того, в нарушение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ у <данные изъяты> Белякова Ф.Н. отсутствует согласованный с федеральным органом исполнительной власти в области обращениями с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований <данные изъяты> Беляков Ф.Н., ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, проверкой установлено, что деятельность <данные изъяты> Белякова Ф.Н. осуществляется с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как следствие повлечь нарушение прав граждан - неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Ответчик <данные изъяты> Беляков Ф.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью.

Представитель заинтересованного лица отдела экологии управления заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Никитина И.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить иск.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, изучив материалы и доказательства по делу, суд принимает признание ответчика иска считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора <адрес> к <данные изъяты> Белякову Ф.Н. об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Обязать <данные изъяты> Белякова Ф.Н. при осуществлении деятельности по <данные изъяты> по адресу: <адрес> устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получить лимиты на размещение отходов; разработать и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности; разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду; пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, завести журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий судья                                  И.А.Яковлев