Решение по иску прокурора к администрации сельского поселения К. об обязании организовать вывоз бытовых отходов и мусора.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                             8 июня 2011 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе: председательствующей судьи Шишовой Л.А., при секретаре Карягиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения <адрес> об обязании организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> об обязании организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в <адрес>, ссылаясь на то, что <адрес> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения <адрес>.

Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава.

Установлено, что образующиеся в процессе жизнедеятельности населения поселения бытовые отходы и мусор до ДД.ММ.ГГГГ накапливались на площадке временного хранения отходов в <адрес>, на расстоянии 0,5 км от села.

При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не произведен, что является нарушением действующего федерального законодательства.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении перечисленных требований в сфере обращения с отходами: на территории сельского поселения <адрес> не соблюдаются требования федерального законодательства об отходах и санитарно-эпидемиологического законодательства закона в части обеспечения вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора с площадок их временного хранения с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев, в результате чего фактически осуществлено захоронение отходов и мусора на неприспособленной для этой цели площадке.

Так, на момент проверки на территории в <адрес>, на расстоянии 0,5 км от села, находилось порядка 26000 куб. м твёрдых бытовых отходов и мусора.

В результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, просит:

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадке временного хранения отходов в <адрес>, на расстоянии 0,5 км от села, на специально оборудованные объекты размещения отходов.

В судебном заседании представитель <адрес> межрайонного природоохранительного прокурора не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика - <адрес> Войнов Н.А. иск признал частично, указав, что бытовые отходы скапливаются временно на площадке. Сейчас по мере возможности вывозят мусор. Средств для вызова мусора нет. Но постепенно они будут убирать свалку.

Выслушав объяснения ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении перечисленных выше требований в сфере обращения с отходами: на территории сельского поселения <адрес> не соблюдаются требования федерального законодательства об отходах и санитарно-эпидемиологического законодательства закона в части обеспечения вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора с площадок их временного хранения с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев, в результате чего фактически осуществлено захоронение отходов и мусора на неприспособленной для этой цели площадке.

Так, на момент проверки на территории в <адрес>, на расстоянии 0,5 км от села, находилось порядка 26000 куб. м твёрдых бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, поскольку статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Учитывая, что на основании норм Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Вместе с тем, в результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых средств в бюджете не могут быть учтены судом, поскольку правового значения по делу не имеют.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно п.п.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

Судом установлено, что принимаемых Администрацией мер явно недостаточно для выполнения требований действующих санитарно-эпидемиологических норм.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению полностью.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 1.10.2011 года, доказательств обратного ответчиком не представлено.

На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> в срок до 01 октября 2011года организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадке временного хранения отходов в <адрес>, на расстоянии 0,5 км от села, на специально оборудованные объекты размещения отходов.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                              Л.А. Шишова