Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Сергиевск 23 сентября 2011 года Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующей судьи Шохиной Т.Н. С участием помощника прокурора Сергиевского района Самарской области Маковского С.В. при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-595/2011 по иску прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Кияткина ФИО11 к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области об обязании выделить в необходимом объеме денежные средства на приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд с иском в интересах Кияткина Е.С. к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области об обязании выделить в необходимом объеме денежные средства на приобретение жилого помещения. В судебном заседании истец Кияткин Е.С. иск поддержал и пояснил, что он является <данные изъяты> Он просит удовлетворить исковые требования. Прокурор иск поддержал и пояснил, что прокуратурой Сергиевского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Кияткин Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года обучался <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил <данные изъяты> Постановлением Главы администрации муниципального района Сергиевский № от ДД.ММ.ГГГГ Кияткин Е.С. как лицо из <данные изъяты> однако до настоящего времени (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) Кияткин Е.С. жилым помещением не обеспечен. Согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению лиц указанной категории жильем возложена на органы исполнительной власти по их месту жительства вне очереди. С учетом изложенного, он просит: Обязать Администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области предоставить Кияткину ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм. Представитель ответчика - Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области ФИО6 иск не признала и пояснила, что расходные обязательства по установлению и направлению из средств областного бюджета субвенций в бюджеты муниципальных образований на приобретение жилых помещений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены законом Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Самарской области №421 от 29 октября 2008 года «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Самарской области №115-ГД от24 октября 2006 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» к полномочиям Правительства Самарской области. Совокупный размер данных субвенций устанавливается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Так законом Самарской области от 1 декабря 2010 года «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлен размер субвенций, направляемых в бюджет муниципального района Сергиевский, на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения - 672 тысячи рублей. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области был заключен договор № о предоставлении и расходовании в 2011 году субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым размер субвенций, предназначенных для направления в бюджет муниципального района Сергиевский для обеспечения указанных целей составил 672177 рублей. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Управлением финансами администрации муниципального района Сергиевский, указанные денежные средства поступили в бюджет муниципального района Сергиевский в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из средней рыночной стоимости жилых помещения в муниципальном районе Сергиевский размер указанной суммы обеспечит реализацию жилищных прав одного лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в 2011 году. Выбор указанного лица зависит от даты постановки на регистрационный учет для внеочередного получения жилья. Таким образом, действия администрации муниципального района Сергиевский по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан находятся в прямой зависимости от факта перечисления денежных средств Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на счет администрации муниципального района Сергиевский для их последующей реализации. Кроме того, исходя из содержания договора между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией муниципального района Сергиевский № от ДД.ММ.ГГГГ предоставление и расходование денежных средств на указанные цели производится в течение всего финансового года, то есть окончательный срок исполнения обязательства по обеспечению жилищных прав указанной категории граждан - ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, она просит в иске отказать. От 3-го лица - Правительства Самарской области поступил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражение на исковое заявление, из которого усматривается следующее. Кияткин Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии со ст.1 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст.8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.5 Закона Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года №421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Согласно части 1 ст.1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. На основании п. 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года №83, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами Самарской области, которое является финансовым органом Самарской области согласно Положению о министерстве управления финансами Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21 ноября 2008 года №447. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле, установленной в методике. Все средства областного бюджета предоставляются на основании Закона Самарской области Об областном бюджете. Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году предусмотрено 274412100,00 рублей, в том числе из федерального бюджета 59300,1 рублей. Федеральные средства в настоящее время перечисляются органам местного самоуправления. Требования Закона №115-ГД ответчиком соблюдаются в полном объеме. Учитывая сложившуюся ситуацию министерством и Правительством Самарской области предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако, средств недостаточно для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в порядке, установленном Правительством Самарской области будет производиться ответчиком по мере поступления средств. С учетом изложенного, просят в удовлетворении требований истца отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Данным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст.8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным Законом меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. В соответствии со ст. 5 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Согласно ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно утвержденному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Статьей 6 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. В силу ст. 8 данного закона органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались. В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Кияткин ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом <данные изъяты> Какого-либо жилья за Кияткиным Е.С. закреплено не было, личного жилого помещения у Кияткина Е.С. также не имеется (ответ из Росреестра на л.д. 26,27, л.д.28). В связи с этим постановлением Главы администрации муниципального района Сергиевский № от ДД.ММ.ГГГГ Кияткин Е.С. как лицо <данные изъяты> Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Кияткину Е.С. не представлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в установленном порядке, не выделялась. При таких обстоятельствах и учитывая, что истец желает получить социальную выплату на приобретение жилья, что подтверждается его заявлением на имя прокурора Сергиевского района и было подтверждено в судебном заседании, с учетом приведенных выше норм права суд находит требования прокурора в интересах Кияткина Е.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика - Администрации муниципального района Сергиевский об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд не принимает во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности выделяемых средств, поскольку исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ снимаются с полного государственного обеспечения, поэтому Кияткин Е.С. после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-198, 254-258 ГПК РФ, ст.57 ЖК РФ, суд р е ш и л : Обязать администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области предоставить Кияткину ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней. Судья: Шохина Т.Н.