Решение по иску прокурора к администрации о признании бездействия незаконным и устранении выявленных нарушений.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 03 октября 2011 года

Судья Сергиевского районного суда <адрес> Воложанинов Д.В.,

при секретаре Дериенко Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об оспаривании бездействия органов местного самоуправления по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях МОУ <адрес> СОШ ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях МОУ <адрес> СОШ , об обязании администрации муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспеченности требований пожарной безопасности, о проведении в учреждении необходимых организационно-хозяйственных мероприятий.

В заявлении отмечено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка состояния пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе муниципального района <адрес> (далее МОУ <адрес> СОШ ), в ходе которой выявлены нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности.

Так, в указанном образовательной учреждении имеются нарушения требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении последних 3-х лет, о чем свидетельствуют предписания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ выданные ОГПН м.р. <адрес>, а также информация ОНД м.р. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о противопожарном состоянии объектов образования муниципального района <адрес>.

Вопреки требованиям законодательства в МОУ <адрес> СОШ не обеспечивается должная забота и внимание к созданию безопасных условий для учебы детей.

Свидетельством изложенного является несоответствие оборудования школьных помещений государственным нормам в части, касающейся обеспечения противопожарной безопасности.

Так, в зданиях МОУ <адрес> СОШ , которые расположены по <адрес> имеются следующее нарушение Правил пожарной безопасности:

- по периметру крыши не установлено ограждение в соответствии с ГОСТ
25772 (СНиП.21-01-97** п.8.11) (<адрес>);

на первом этаже на дверях лестничных клеток отсутствуют доводчики. (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 6.18*) (<адрес>);

на втором этаже на дверях лестничных клеток отсутствуют доводчики. (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 6.18*) (<адрес>);

на третьем этаже на дверях лестничных клеток отсутствуют доводчики. (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 6.18*) (<адрес>);

дверь в подвальное помещение не выполнена в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е1 30 (СНиП 21.01.97 п. 5.14*, табл. № 2, п. 8.4) (<адрес>);

не проведено испытание наружной пожарной лестницы (ППБ 01-03 п. 41) (<адрес>).

Устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности МОУ <адрес> СОШ не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация муниципального района <адрес>, являющееся собственником здания, в котором расположено данное образовательное учреждение, не выделяет достаточных средств на устранение нарушений пожарной безопасности, несмотря на то, что о них известно с ДД.ММ.ГГГГ.

В МОУ <адрес> СОШ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья учащихся.

Бездействие администрации муниципального района по непринятию мер к устранению нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении, создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении образовательного учреждения детей, преподавателей и посетителей (неопределенного круга лиц), способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.

<адрес> просит:

1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального района
<адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований
пожарной безопасности в зданиях МОУ <адрес> СОШ , которые
расположены по адресам: <адрес>.

2) Обязать администрацию муниципального района <адрес> устранит
нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. В
связи с этим провести в МОУ <адрес> СОШ организационно-финансово-
хозяйственные мероприятия, направленные на приведение противопожарного
состояния учреждения в соответствие с требованиями действующего
законодательства, в том числе:

в здании МОУ <адрес> СОШ по <адрес>:

по периметру крыши установить ограждение в соответствии с ГОСТ 25772;

на дверях лестничных клеток первого, второго и третьего этажей установить доводчики;

в здании МОУ <адрес> СОШ по <адрес>:

дверь в подвальное помещение выполнить в противопожарном исполнении требуемым пределом огнестойкости Е1 30;

провести испытание наружной пожарной лестницы.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. заявление поддержал и подтвердил доводы, указанные в нем.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района <адрес> Комина М.В. возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что администрация муниципального района <адрес> не давно узнала, что прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в МОУ <адрес> СОШ , которое поступило к ним ДД.ММ.ГГГГ. Здание МОУ <адрес> СОШ по адресу: <адрес>, находится в стадии реконструкции. Ей известно, что одно из нарушений уже устранено - установлены доводчики на дверях лестничных клеток. Постепенно все нарушения будут устранены. Бездействия по непринятию мер к устранению нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении со стороны администрации муниципального района <адрес> нет, ежегодно выделяются финансовые средства на их устранение.

Представитель заинтересованного лица МОУ <адрес> СОШ Гаврюшина Т.А. заявление прокурора поддержала и просила его удовлетворить, пояснила, что здание школы по адресу: <адрес>, находится в стадии реконструкции. Реконструкция будет завершена только в ДД.ММ.ГГГГ. Из года в год сотрудники государственного пожарного надзора выявляют в зданиях школы одни и те же нарушения требований пожарной безопасности, она письменно обращалась в администрацию муниципального района <адрес>, но необходимых финансовых средств для их устранения не выделялось. В настоящее время в здании школы по адресу: <адрес>, установили доводчики на дверях лестничных клеток на первом и втором этажах, на третьем этаже они не установлены.

Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности муниципальных районов <адрес> Ивашев Д.В. заявление прокурора поддержал и просил его удовлетворить, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он лично выезжал для проверки в здания МОУ <адрес> СОШ , в ходе нее были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, составлен акт проверки, в котором отражены все нарушения, указанные в заявлении прокурора. ДД.ММ.ГГГГ им было вынесено предписание МОУ <адрес> СОШ об устранении данных нарушений требований пожарной безопасности. Ранее в ходе проверок школы выявлялись аналогичные нарушения требований пожарной безопасности.

Представитель заинтересованного лица Северного управления Министерства образования и науки <адрес> Мрясова Н.А. в письменном отзыве данное заявление прокурора поддержала и просила его удовлетворить, дело рассмотреть в ее отсутствие.

Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица - представителя Северного управления Министерства образования и науки <адрес>.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия (в том числе и учреждения) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. В соответствии со ст. 20 указанного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся правила пожарной безопасности.

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №2313 (далее ППБ 01-03), настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу положений п. 3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст.9 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

На основании ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и. (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Статьей 171 БК РФ определено, что составление проектов бюджетов исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований.

В силу Устава муниципального района <адрес>, администрация муниципального района <адрес> является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления района.

Кроме того, в ст.210 ГК РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Совокупность доказательств, исследованных в судебном заседании, в частности акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79), предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-8, 9-10, 72-73), информация о противопожарном состоянии объектов образования муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14), позволяет суду сделать достоверный вывод, что в МОУ <адрес> СОШ длительное время, а именно с ДД.ММ.ГГГГ не соблюдаются требования пожарной безопасности в виде ППБ 01-03 и Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений”, принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7. В связи с чем, повышается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Так, в нарушение п.п. 6.18, 8.11 СНиП 21-01-97 в здании МОУ <адрес> СОШ по адресу: <адрес>:

- по периметру крыши не установлено ограждение в соответствии с ГОСТ 25772;

- на дверях лестничных клеток третьего этажа не установлены приспособления для самозакрывания;

В нарушение п. 8.4 СНиП 21-01-97, п. 41 ППБ 01-03 в здании МОУ <адрес> СОШ по адресу: <адрес>:

- дверь в подвальное помещение не выполнена в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости EI 30;

- не проведено испытание наружных пожарных лестниц.

Также судом установлено, что в настоящее время в здании МОУ <адрес> СОШ по адресу: <адрес>, на дверях лестничных клеток первого и второго этажей установлены приспособления для самозакрывания, доказательств обратного суду не представлено, поэтому заявление в этой части удовлетворению не подлежит.

Из п.п. 7.3, 7.10 Устава МОУ <адрес> СОШ (л.д. 30, 52-53) следует, что учредителями школы являются: администрация муниципального района <адрес>, Министерство образования и науки <адрес> в лице Северного управления, имущество школы, закрепленное за ней на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью финансовое обеспечение школы осуществляется учредителями в соответствии с заключенным между ними договором.

Из договоров о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> передал, а МОУ <адрес> СОШ приняло в оперативное управление имущество, принадлежащее муниципальному образованию - <адрес>: здания школ, расположенные по адресам: <адрес>,

МОУ <адрес> СОШ в связи с недостаточным финансированием не может устранить имеющиеся нарушения пожарной безопасности в указанных зданиях. Администрацией муниципального района <адрес> на протяжении нескольких лет достаточное финансирование на устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности не осуществляется, несмотря на информирование со стороны школы о необходимости увеличения финансирования, что подтверждается обращениями директора МОУ <адрес> СОШ на имя главы муниципального района <адрес> (л.д. 67-70).

Бездействие администрации муниципального района по непринятию длительное время достаточных мер к устранению нарушений пожарной безопасности в МОУ <адрес> СОШ создает угрозу жизни и здоровью, находящихся в образовательном учреждении учеников, учителей и посетителей (неопределенного круга лиц), способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия как в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.

Поскольку недофинансирование МОУ <адрес> СОШ может повлечь негативные последствия в виде возгорания, в результате которого возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, причинение материального ущерба, как гражданам, так и организациям, то заявление подлежит удовлетворению, за исключением требований об установке в здании по адресу: <адрес>, на дверях лестничных клеток первого и второго этажей приспособлений для самозакрывания, поскольку данные нарушения требований пожарной безопасности были устранены добровольно.

Суд не находит основания для обращения решения суда к немедленному исполнению, так как прокурором не представлены особые обстоятельства, вследствие которых замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу или исполнение может оказаться невозможным. Названный срок с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений требований пожарной безопасности, суд считает, что следует установить до 01 ноября 2011 г.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях МОУ <адрес> СОШ , расположенных по адресам: <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности до 01 ноября 2011 г., провести в МОУ <адрес> СОШ организационно - хозяйственные мероприятия следующего содержания:

в здании по адресу: <адрес>:

- по периметру крыши установить ограждение в соответствии с ГОСТ 25772;

- на дверях лестничных клеток третьего этажа установить приспособления для самозакрывания;

в здании по адресу: <адрес>:

- дверь в подвальное помещение выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости EI 30;

- провести испытание наружной пожарной лестницы.

В остальной части предъявленного заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 07 октября 2011 года.

                                 Судья: Д.В. Воложанинов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200