По заявлению прокурора Сергиевского района Самарской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального района по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопаности в здании МОУ СОШ, об обязании устран



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск                                                                                                  13 октября 2011 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующей судьи Шишовой Л.А., с участием помощника прокурора Сергиевского района Самарской области Чалбышева А.В., при секретаре Карягиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-643-2011 по заявлению прокурора Сергиевского района Самарской области в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ, об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ и об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Сергиевского района Самарской области Чалбышев А.В. иск поддержал и пояснил, что прокуратурой Сергиевского района проведена проверка состояния пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе муниципального района <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности в МОУ <адрес> СОШ.

Так,в указанном учреждении имеются нарушения требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении последних 3-х лет, о чём свидетельствуют предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное отделом Государственного пожарного надзора муниципальных районов <адрес>, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также информация ОНД муниципальных районов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о противопожарном состоянии объектов образования муниципального района <адрес>.

В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 37 закона, предприятия (в том числе и учреждения) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения.

В соответствии со ст.20 закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся правила пожарной безопасности. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых норм и форм собственности (далее организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридический лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в МОУ <адрес> СОШ не обеспечивается должная забота и внимание к созданию безопасных условий для учёбы детей. Свидетельством этого является несоответствие оборудования школьных помещений государственным нормам в части касающейся обеспечения противопожарной безопасности.

В здании МОУ <адрес> СОШ, распложенном по адресу: <адрес> имеются нарушения Правил пожарной безопасности:

  • по периметру крыши не установлено ограждение в соответствии с ГОСТ 25772 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.11);
  • проверка состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачного помещения не проводилась (ППБ 01-03 п.36);
  • дверь в помещение мастерской не выполнена в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2);
  • дверь в подвальное помещение не выполнена в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2).
  • люки, ведущие в чердачное помещение не выполнены в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2).
Устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности МОУ <адрес> СОШ не может, в виду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация муниципального района <адрес> являющееся собственником здания, в котором расположено данное образовательное учреждения, не выделяют достаточных средств на устранение нарушений пожарной безопасности, несмотря на то, что о них известно с 2009 года.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст.31 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.9 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. В соответствии со ст.15 кодекса, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образованием, исполняемых на счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно Устава муниципального района, администрации муниципального района <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района.
В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ, исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчётности, представляют отчёт об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальных) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Статьёй 171 БК РФ определено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований.
Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, проверка показала, что в МОУ <адрес> СОШ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья учащихся. Бездействие администрации муниципального района по непринятию мер к устранению нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении создаёт угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении образовательного учреждения детей, преподавателей и посетителей, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья гарантированных Конституцией РФ. Поскольку наличие нарушений требований пожарной безопасности в образовательном учреждении создаёт реальную угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, решение суда в соответствие со ст. 212 ГПК РФ необходимо обратить к немедленному исполнению. Поэтому просят признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ и обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с этим провести в МОУ <адрес> СОШ организационно-финансово-хозяйственные мероприятия, направленные на приведение противопожарного состояния учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства:
  • по периметру крыши установить ограждение в соответствии с ГОСТ 25772 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.11);
  • проверить состояние огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачного помещения (ППБ 01-03 п.36);
  • дверь в помещение мастерской выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2);
  • дверь в подвальное помещение выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2),
  • люки, ведущие в чердачное помещение выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2)

Решение обратить к немедленному исполнению.

Представитель администрации муниципального района <адрес> ФИО3 с заявлением не согласна, пояснив, что ни предписания, ни акты проверки отдела Государственного пожарного надзора муниципальных районов <адрес> в администрацию не поступали, узнали о них из представления прокурора об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которое поступило в администрацию ДД.ММ.ГГГГ. Устранять нарушения согласны, но для этого нужны предписания и письма от директора школы.

Представитель Северного управления министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, поступил отзыв на заявление прокурора, из которого видно, что они просят обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить указанные в заявлении нарушения, так как согласно ст.31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений обустройство прилегающих к ним территорий. Здание школы относится к муниципальной собственности и передано в МОУ <адрес> СОШ на праве оперативного управления. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания прилегающего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно учредительного договора к компетенции администрации муниципального района <адрес> относится обеспечение содержаний и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий: осуществление в установленном порядке финансирования затрат учреждения на капитальный ремонт зданий и сооружений, оплату коммунальных услуг и приобретение оборудования длительного пользования. Просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель МОУ <адрес> СОШ муниципального района <адрес> ФИО4 пояснила, что в школе имеются нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. Все упирается в финансирование. Школа является муниципальной, финансируется за счет администрации муниципального района <адрес> а своих средств у школы нет. По поводу выделения средств на пожарную безопасность директор школы неоднократно обращался к главе администрации района.

Представитель Отдела надзорной деятельности муниципальных районов <адрес> ФИО5 пояснил, что в течении 3-х лет нарушения требований пожарной безопасности не устраняются, у самой школы нет средств на устранение нарушений.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела: предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное отделом Государственного пожарного надзора муниципальных районов <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.6-7), акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), информация ОНД муниципальных районов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о противопожарном состоянии объектов образования муниципального района <адрес> (л.д.8-11) суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью.

Судом установлено, что прокуратурой Сергиевского района проведена проверка состояния пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе муниципального района <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении последних 3-х лет.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения.

В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности, в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности (далее организации), их должностными лицами…

Согласно со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, согласно ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Данный пункт включён и в учредительный договор от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы муниципального района <адрес>.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района относится к вопросам местного значения. Решение вопросов местного значения относится к компетенции администрации района.

Устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности самостоятельно МОУ <адрес> СОШ не может, поскольку на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация муниципального района <адрес>, являющееся учредителем учреждения, не выделяет достаточных средств на устранение указанных недостатков, несмотря на то, что об имеющихся нарушениях известно с 2009 года. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в учреждении не устранены, что подтверждается результатами очередной проверки, которая показала, что в МОУ <адрес> СОШ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья учащихся, учителей и других лиц.

Бездействие администрации муниципального района по непринятию мер к устранению нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении создаёт угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении образовательного учреждения детей, преподавателей и посетителей, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья гарантированных Конституцией РФ.

Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, так как истцом не представлены особые обстоятельства, вследствие которых замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197, 198 ГПК РФ, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности.

В связи с этим, до 31 декабря 2011 года провести в МОУ <адрес> СОШ организационно - финансово-хозяйственные мероприятия, направленные на приведение противопожарного состояния учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства:

  • по периметру крыши установить ограждение в соответствии с ГОСТ 25772 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.11);
  • проверить состояние огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачного помещения (ППБ 01-03 п.36);
  • дверь в помещение мастерской выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2);
  • дверь в подвальное помещение выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2),
  • люки, ведущие в чердачное помещение выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости Е130 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21.01.97* п.5.14* табл.№2).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                                 Л.А. Шишова