РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> 07 декабря 2011 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Шишовой Л.А., с участием помощника прокурора <адрес> Чалбышева А.В., при секретаре Карягиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ, об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ и об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. иск поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка состояния пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе муниципального района <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности в МОУ <адрес> СОШ. Так,в указанном учреждении имеются нарушения требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении последних 3-х лет, о чём свидетельствуют предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные отделом Государственного пожарного надзора муниципальных районов <адрес>. В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 37 закона, предприятия (в том числе и учреждения) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. В соответствии со ст.20 закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся правила пожарной безопасности. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых норм и форм собственности (далее организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридический лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в МОУ <адрес> СОШ не обеспечивается должная забота и внимание к созданию безопасных условий для учёбы детей. Свидетельством этого является несоответствие оборудования школьных помещений государственным нормам в части касающейся обеспечения противопожарной безопасности. В здании МОУ <адрес> СОШ, распложенном по адресу: <адрес> пожарной безопасности: Решение обратить к немедленному исполнению. Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Из отзыва на исковое заявление видно, что администрация муниципального района <адрес> с иском не согласна. В настоящее время в бюджете муниципального района <адрес> денежные средства, необходимые для осуществления мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности, отсутствуют. По мере поступления в бюджет муниципального района <адрес> денежных средств на указанные цели, финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений будет осуществлено. Представитель третьего лица <данные изъяты> муниципального района <адрес> Цаплин И.Н. пояснил, что в школе имеются нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, некоторые из этих нарушений устранили сами. Не успели сделать дверь в учебную мастерскую и люки в чердачное помещение. В ДД.ММ.ГГГГ у администрации муниципального района он просил выделить на устранение требований пожарной безопасности 25 000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - 30 000 рублей, но деньги так и не выделили. Представитель третьего лица <адрес> управления министерства образования и науки <адрес> Пройдак Е.А. пояснила, что школа является муниципальной, финансируется за счет администрации муниципального района <адрес>, своих средств у школы нет. На устранение всех нарушений требований пожарной безопасности требуются большие деньги. О том, что в школе имеются нарушения требований пожарной безопасности, администрация муниципального района <адрес> знает. Просит предоставить срок для устранения нарушений до 1 марта 2012 года. Представитель Отдела надзорной деятельности муниципальных районов <адрес> Ивашев Д.В. пояснил, что в течении 3-х лет нарушения требований пожарной безопасности не устраняются, сама школа устранить нарушения не сможет. Выслушав объяснения прокурора, третьих лиц, изучив материалы дела: предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные отделом Государственного пожарного надзора муниципальных районов <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.5-9) суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью. Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка состояния пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе муниципального района <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении последних 3-х лет. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения. В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности, в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности (далее организации), их должностными лицами… Согласно со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, согласно ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района относится к вопросам местного значения. Решение вопросов местного значения относится к компетенции администрации района. Устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности самостоятельно МОУ <адрес> СОШ не может, поскольку на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация муниципального района <адрес>, являющееся учредителем учреждения, не выделяет достаточных средств на устранение указанных недостатков, несмотря на то, что об имеющихся нарушениях известно с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, и 2010 году, и в 2011 году директор МОУ <адрес> СОШ обращался к Главе муниципального района <адрес> с заявлениями о выделении средств на устранение требований пожарной безопасности (л.д.10-11). До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в учреждении не устранены, что подтверждается результатами очередной проверки, которая показала, что в МОУ <адрес> СОШ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья учащихся, учителей и других лиц. Бездействие администрации муниципального района по непринятию мер к устранению нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении создаёт угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении образовательного учреждения детей, преподавателей и посетителей, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья гарантированных Конституцией РФ. Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, так как истцом не представлены особые обстоятельства, вследствие которых замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197, 198 ГПК РФ, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. В связи с этим, до 01 марта 2012 года провести в МОУ <адрес> СОШ организационно - финансово-хозяйственные мероприятия, направленные на приведение противопожарного состояния учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства: Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней. Судья: Л.А. ШишоваУстранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности МОУ <адрес> СОШ не может, в виду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация муниципального района <адрес>, являющееся собственником здания, в котором расположено данное образовательное учреждения, не выделяют достаточных средств на устранение нарушений пожарной безопасности, несмотря на то, что о них известно с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст.31 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.9 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. В соответствии со ст.15 кодекса, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образованием, исполняемых на счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно Устава муниципального района, администрации муниципального района <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района.
В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ, исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчётности, представляют отчёт об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальных) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Статьёй 171 БК РФ определено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований.
Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, проверка показала, что в МОУ <адрес> СОШ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья учащихся. Бездействие администрации муниципального района по непринятию мер к устранению нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении создаёт угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении образовательного учреждения детей, преподавателей и посетителей, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья гарантированных Конституцией РФ. Поскольку наличие нарушений требований пожарной безопасности в образовательном учреждении создаёт реальную угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, решение суда в соответствие со ст. 212 ГПК РФ необходимо обратить к немедленному исполнению. Поэтому просят признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию достаточных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ <адрес> СОШ и обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с этим провести в МОУ <адрес> СОШ организационно-финансово-хозяйственные мероприятия, направленные на приведение противопожарного состояния учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства: