<адрес> 21 декабря 2011 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А., при секретаре Илларионовой О.А., с участием помощника прокурора <адрес> Сендик И.С., Федорищевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Федорищевой ФИО10 к администрации муниципального района <адрес> об обязании администрации муниципального района <адрес> предоставить социальную выплату за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес> на приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л: <адрес> в интересах Федорищевой Э.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района <адрес> об обязании администрации муниципального района <адрес> предоставить социальную выплату за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес> на приобретение жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сендик И.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Федорищева ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ Федорищева Э.С. закончила <данные изъяты>. Регистрации по месту пребывания, жилья в собственности, по договору социального найма не имеет. Постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Федорищева Э.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учёт для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детямоставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди помещения по договорам социального найма. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ заходится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законом субъекта РФ регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ. Следовательно, за субъектами РФ законодательно закреплено право проведения дополнительных мер материальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не должны противоречить федеральным законодательным актам. В ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.05 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указано, что предусмотренные настоящим Законом меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Таким образом, органами местного самоуправления муниципального района Сергиевский вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Федорищевой Э.С., нуждающейся в получении жилого помещения до настоящего момента жильё, либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены. В судебном заседании Федорищева Э.С. полностью поддержала требования прокурора <адрес>. Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> Комина М.В. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором считает исковые требования прокурора <адрес> безосновательными и просила в удовлетворении исковых требований отказать. Просила рассмотреть дело в их отсутствие. Третье лицо представитель правительства <адрес> в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении требований истца просил отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Данным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным Законом меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. В соответствии со ст. 5 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Согласно ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно утвержденному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Статьей 6 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. В силу ст. 8 данного закона органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались. В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Федорищева ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Федорищева Э.С. поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Федорищевой Э.С. не представлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в установленном порядке, не выделялась. При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора в интересах Федорищевой Э.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь 197-198 ГПК РФ, ст.57 ЖК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Федорищевой ФИО10 - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Федорищевой ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р. социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <адрес> на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья И.А.Яковлев