Решение по заявлению Р. о признании действий органа местного самоуправления незаконными.



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                        24 января 2012 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Яковлева И.А.,

с участием заявителя Родионовой О.Ю.,

представителя ответчика администрации муниципального района Сергиевский Коминой М.В.,

представителя третьего лица комитета по делам семьи и детства администрации муниципального района <адрес> Земсковой Е.В.,

при секретаре Илларионовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Родионовой ФИО13 о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконным, об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л:

Родионова О.Ю. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации муниципального района <адрес> по не предоставлению жилья незаконным, об обязании администрации муниципального района <адрес> предоставить жилое помещение не ниже социальных норм во внеочередном порядке.

В обоснование своих требований Родионова О.Ю. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с регистрационного учета на внеочередное получение жилья. В настоящее время она жильем не обеспечена, <данные изъяты>. Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным и нарушающим её права и законные интересы по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемой ими (или их родителями жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указано, что к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. ФИО14 решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ её определили в <адрес> дом ребенка в связи с тем, что её мать была лишена родительских прав, а отец ФИО3 с семьей не проживал, его местонахождение не было известно. Решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ её отец ФИО3 был лишен родительских прав. По окончании <адрес> детского дома она продолжила обучение в <данные изъяты> колледже <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она окончила данное учебное заведение. Таким образом, она имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и право на внеочередное получение жилья не ниже социальных норм. Однако Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с регистрационного учета, поскольку по мнению комитета по делам семьи, материнства, и детства не был подтвержден статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по линии отца, поскольку он освободился из мест лишения свободы, а документов, подтверждающих лишение моего отца родительских прав в комитете не имелось. Она считает, что администрация <адрес> неправомерно сняла её с регистрационного учета на указанном основании, поскольку фактически на момент снятия с учета её отец был лишен родительских прав, соответственно, за ней сохранялся статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отсутствие на момент исключения из регистрационного учета информации в комитете по делам семьи, материнства и действа информации о лишении моего отца родительских прав не является законным основанием для снятия меня с учета на внеочередное получения жилья. Впоследствии она неоднократно обращалась в комитет по делам семьи, материнства и детства по вопросу предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, однако сотрудники администрации поясняли, что закон устанавливает возрастное ограничение (23 года) для постановки на учет в качестве нуждающегося на получение жилья. Поскольку она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для снятия с регистрационного учета на внеочередное получение жилья, незаконно, она считает, что администрация <адрес> должна была обеспечить её жильем не ниже социальных норм по окончании ей учебного заведения. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" говорится следующее: «Как следует из преамбулы Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

В судебном заседании Родионова О.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме. Она пояснила, что с учета как нуждающаяся в получении жилья была снята в ДД.ММ.ГГГГ, об этом узнала в ДД.ММ.ГГГГ после окончания училища.

В судебном заседании представитель администрации муниципального района <адрес> Комина М.В. требований Родионовой О.Ю. не признала и показала, что срок давности для обжалования постановления о снятии с учета прошел, просила суд отказать в удовлетворении ее требований.

Третье лицо представитель комитета по делам семьи и детства по муниципальному району <адрес> Земскова Е.В. показала, что Родионова О.Ю. состояла на учете с ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать была лишена родительских прав, местонахождение отца было не известно. Родионову О.Ю. определили в дом ребенка в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 представила им копию решения суда о лишении родительских прав ее отца. На момент обращения она была старше 23 лет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно определения Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1282-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Согласно паспорта выданного территориальным пунктом УФМС России по <адрес> Родионова О.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время ФИО9 <данные изъяты> и она не может быть поставлена на учет на внеочередное получение жилья как лицо оставшееся без попечения родителей.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья» Родионова О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была снята с регистрационного учета на внеочередное получение жилья.

В судебном заседании установлено, что Родионова О.Ю. узнала о том, что она снята с учета для внеочередного получения жилья в 2004 ДД.ММ.ГГГГ. Однако постановление обжаловала лишь в 2011 году.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного и, руководствуясь 197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Родионовой О.Ю. о признании бездействия администрации <адрес> по не предоставлению Родионовой О.Ю. жилья незаконным, об обязании администрации <адрес> предоставить Родионовой О.Ю. жилое помещение не ниже социальных норм во внеочередном порядке, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяцасо дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судом 27 января 2012 года.

Председательствующий судья                                    И.А.Яковлев