Решение по иску прокурора в интересах Б. к Администрации об обязании предоставить выплату на приобретение жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                               5 марта 2012 года

      Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Шохиной Т.Н.

С участием помощника прокурора <адрес> Чалбышева А.В.

при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Барсегяна ФИО7 к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить социальную выплату за счет средств бюджета субъекта РФ - Самарской области на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Барсегяна А.В. к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить социальную выплату за счет средств бюджета субъекта РФ - Самарской области на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм.

Истец Барсегян А.В. в судебное заседание не явился без уважительных причин, был надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания.

Прокурор иск поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Барсегян ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения педагогического совета и личных заявлений Барсегян А.В. был отчислен <данные изъяты>

Жилья в собственности, по договору социального найма не имеет.

Постановлением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Барсегян А.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты), однако до настоящего времени (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) жилым помещением не обеспечен. Согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению лиц указанной категории жильем возложена на органы исполнительной власти по их месту жительства вне очереди. С учетом изложенного, он просит:

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Барсегян ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <адрес> на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм.

От ответчика - Администрации муниципального района <адрес> поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, из которых усматривается, что ответчик иск не признает по следующим основаниям.

Расходные обязательства по установлению и направлению из средств областного бюджета субвенций в бюджеты муниципальных образований на приобретение жилых помещений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены законом Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Самарской области №421 от 29 октября 2008 года «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Самарской области №115-ГД от 24 октября 2006 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» к полномочиям Правительства Самарской области.

Совокупный размер данных субвенций устанавливается законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Для реализации указанных полномочий ежегодно между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией муниципального района <адрес> заключаются договоры о предоставлении и расходовании в текущем году субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащие фиксированную сумму для обеспечения жилищных прав указанных лиц. В течение финансового года путем заключения дополнительных соглашений к указанным договорам Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области может быть предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств на указанные цели.

Таким образом, действия администрации муниципального района <адрес> по предоставлению социальной выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности Барсегяну А.В. находятся в прямой зависимости от факта перечисления Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, являющимся главным распорядителем средств областного бюджета, денежных средств из бюджета Самарской области на счет администрации муниципального района Сергиевский на указанные цели.

Таким образом, по мере выделения денежных средств бюджету муниципального района <адрес> из областного бюджета Барсегяну А.В. будет предоставлена социальная выплата на приобретение жилья.

С учетом изложенного, Администрация муниципального района <адрес> считает исковые требования прокурора <адрес> безосновательными и просит в удовлетворении исковых требований отказать.

От 3-го лица - Правительства Самарской области поступил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражение на исковое заявление, из которого усматривается следующее.

Барсегян А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии со ст.1 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст.8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст.5 Закона Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года №421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

Согласно части 1 ст.1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

На основании п. 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года №83, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами Самарской области, которое является финансовым органом Самарской области согласно Положению о министерстве управления финансами Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21 ноября 2008 года №447.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле, установленной в методике.

Все средства областного бюджета предоставляются на основании Закона Самарской области «Об областном бюджете».

Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено 260000000,00 рублей, в том числе муниципальному району <адрес> 2 689 000,00 рублей.

Требования Закона №115-ГД ответчиком соблюдаются в полном объеме.

Учитывая сложившуюся ситуацию министерством и Правительством Самарской области предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако, средств недостаточно для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в порядке, установленном Правительством Самарской области, будет производиться администрацией по мере поступления средств.

С учетом изложенного, просят в удовлетворении требований истца отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Данным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст.8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ)

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным Законом меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст. 5 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно утвержденному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Статьей 6 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

В силу ст. 8 данного закона органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Барсегян ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения педагогического совета и личных заявлений Барсегян А.В. был отчислен из <данные изъяты>

Барсегян А.В. жилья в собственности, по договору социального найма не имеет ( Ответ Росреестра на л.д.16, ответ ЦТИ <адрес> филиал на л.д.17).

В связи с этим постановлением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Барсегян А.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты) ( л.д.12).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Барсегян А.В. не представлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в установленном порядке не выделялась.

При таких обстоятельствах и учитывая, что истец желает получить социальную выплату на приобретение жилья, что подтверждается его заявлением на имя прокурора <адрес>, с учетом приведенных выше норм права суд находит требования прокурора в интересах Барсегян А.В.обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика - Администрации муниципального района <адрес> об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд не принимает во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности выделяемых средств, поскольку исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ снимаются с полного государственного обеспечения, поэтому Барсегян А.В. после окончания пребывания в образовательном учреждении должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-198, 254-258 ГПК РФ, ст.57 ЖК РФ, суд          

р е ш и л :

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Барсегян ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ рождения социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <адрес> на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных норм.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение одного месяца.

                                  

     Судья:                                             Шохина Т.Н.