Решение по иску Т. к К., Администрации о призании права собственности на объекты недвижимости.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                          “05” марта 2012 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,

при секретаре Дериенко Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туйзюковой ФИО10 к администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом со службами и земельный участок,

у с т а н о в и л:

Туйзюкова Р.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Кривцун М.В. о признании права собственности на жилой дом со службами и земельный участок, в котором указала, что по предварительному договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком, последний имеет намерение продать Туйзюковой Р.В. жилой дом и земельный участок в <адрес> и обязан до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор их купли-продажи. По данному договору Туйзюкова Р.В. оплатила Кривцун М.В. 3 000 рублей за купленный ею земельный участок и жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ Кривцун М.В. продал истцу вышеуказанный земельный участок и жилой дом, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, который они не смогли зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, так как Кривцун М.В. не оформил правоустанавливающие документы на жилой дом. Кривцун М.В. обещал оформить документы в течение года, но этого не сделал до ДД.ММ.ГГГГ. Место жительства Кривцун М.В. истцу не известно.

Договор купли-продажи указанного имущества с Кривцун М.В. был заключен в законном виде: в письменном виде, подписан сторонами.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец фактически пользуется спорным жилым домом и земельным участком как собственник.

Истец просит: признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 49,6 кв.м., жилой площадью 26,7 кв.м. со службами и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

По ходатайству истца судом произведена замена ответчика на администрацию муниципального района <адрес>.

В судебном заседании истец Туйзюкова Р.В. и ее представитель Шиханова И.А. подтвердили доводы, указанные в иске, изменили исковые требования, просили: признать за истцом право собственности на жилой дом общей площадью 49,6 кв.м., жилой площадью 26,7 кв.м. со службами, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Ответчик в лице представителя администрации муниципального района <адрес> Сидельникова А.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не прибыло, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, не сообщило суду об уважительных причинах неявки и не просило рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным на основании чч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие третьего лица и ответчика.

Свидетель ФИО6 показала следующее: она проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Летом ДД.ММ.ГГГГ Туйзюкова Р.В. купила у Кривцун ФИО12 дом и земельный участок и стала проживать в данном доме до настоящего времени. Других подробностей сделки не знает. Кривцун уехал жить в <адрес>.

Свидетель ФИО7 дала показания, что она проживает в д. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ В этом же селе проживал Кривцун ФИО12, который в ДД.ММ.ГГГГ продал дом Туйзюковой Р.В., проживающей в нем по настоящее время.

У суда нет оснований не доверять показаниям вышеуказанных свидетелей, они не противоречат друг другу и подтверждаются материалами дела, поэтому суд признает их правдивыми и достоверными.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковое заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению. Суд не принимает признание иска ответчиком, поскольку это противоречит закону.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю ДД.ММ.ГГГГ, выданному ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> совета, Кривцун ФИО12 предоставлен земельный участок площадью 0,15 га в <адрес> (л.д. 7).

Из предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, удостоверенного нотариусом <адрес>, следует, что Кривцун М.В. и Туйзюкова Р.В. заключили данный договор, обязуются до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор купли-продажи земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.8).

Истцом суду представлен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), согласно которым Кривцун М.В. продал Туйзюковой Р.В. и передал ей земельный участок, принадлежащий ему на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, и жилой дом. Туйзюкова Р.В. оплатила Кривцун М.В. 3 000 рублей за купленный жилой дом и земельный участок. Подписи сторон имеются.

Из выписки из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 22) видно, что правообладателем земельного участка с кадастровым <адрес>, площадью 1 500 кв.м., является Кривцун М.В.

В справке <адрес> филиала ГУП СО “ЦТИ” от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) отражено, что домовладение <адрес> поставлено на технический учет в материалах <адрес> филиала ГУП СО “ЦТИ”, собственник жилого дома не указан.

В техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указана общая площадь 49,6 кв.м., жилая площадь - 26,7 кв.м., собственник не указан (л.д. 25-37).

Справкой администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40) подтверждено, что Туйзюкова Р.Ф. фактически с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>.

В справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49) отмечено, что Кривцун М.В. принадлежит земельный участок площадью 0,15 га по адресу: <адрес>, на участке расположен жилой дом.

В информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что дом, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит Туйзюковой Р.В., проживающей по данному адресу с 2004 года (л.д. 65).

<адрес> советом народных депутатов выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50) о том, что в <адрес> имеется дом, принадлежащий по хозяйственной книге на праве личной собственности Кривцун М.В.

В уведомлениях Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 47, 48) указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Начальником отдела ЗАГС <адрес> представлена запись акта о смерти Кривцун М.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-63).

Информация Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70) содержит сведения о том, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, не являются муниципальной собственность муниципального района <адрес> и сельского поселения <адрес>, в Реестре муниципальной собственности не числятся.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

На основании ч.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

В силу п.1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное или оспоренное право.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства, в частности п. 3 ст. 551 ГК РФ, следует, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности.

На основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

При отсутствии наследников продавца покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ.

Аналогичная позиция изложена в п.п. 61-62 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 29 апреля 2010 года “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.

Совокупность доказательств, исследованных в судебном заседании, позволяет суду сделать достоверный вывод о заключении истцом с Кривцун М.В. ДД.ММ.ГГГГ в письменном виде договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, переданных фактически истцу по акту приема передачи ДД.ММ.ГГГГ

Данный договор составлен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, то есть в надлежащей форме, предусмотренной ст. 550 ГК РФ.

Содержание договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям ст.ст. 554, 555 ГК РФ, поскольку в нем не указаны сведения об определенном имуществе, подлежащем передаче покупателю, в том числе данные о расположении их на соответствующем земельном участке, о цене имущества.

Государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость по данному договору купли-продажи земельного участка и жилого дома к покупателю Туйзюковой Р.В. стороны не осуществляли.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кривцун М.В. уклонялся от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество.

Принадлежность на момент заключения сделки продавцу Кривцун М.В. на праве собственности спорных жилого дома и земельного участка подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, справкой <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает, что Туйзюкова Р.В., как сторона сделки купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как в соответствии с действующим законодательством вправе лишь обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам Кривцун М.В. либо при их отсутствии обратиться за регистрацией перехода права собственности государственным регистратором, отказ которого вправе обжаловать в суд по правилам главы 25 ГПК РФ.

Истец за регистрацией перехода права собственности в регистрирующий орган не обращался, государственным регистратором решение об отказе Туйзюковой Р.В. в регистрации перехода права собственности не принималось.

Тем самым права истца ответчиком не нарушены, поскольку администрация муниципального района <адрес> прав на спорное недвижимое имущество не имела и не имеет, стороной спорной сделки не является.

Таким образом, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Доводы истца о том, что имеются основания для признания за ней права собственности на жилой дом и земельный участок, поскольку с Кривцун М.В. был заключен договор купли-продажи в законном виде, являются несостоятельными и не принимаются судом во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права по вышеуказанным основаниям.

Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Туйзюковой ФИО10 к администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом со службами и земельный участок, - отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 11 марта 2012 года.

Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов