Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 17 апреля 2012 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А., с участием помощника прокурора <адрес> Ярушиной А.И., заинтересованного лица представителя Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> Зубок Е.А., при секретаре Илларионовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> о признании недействующим в части нормативно-правового акта со дня его принятия, у с т а н о в и л: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании статьи 2 положения «О земельном налоге на территории поселения Воротнее муниципального района <адрес>» утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащей закону и недействующей с момента принятия. В обоснование своих требований указал, что решением Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О земельном налоге на территории сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес>». Учитывая, что данное Положение содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально неопределенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, оно является нормативным правовым актом. Вышеуказанное Положение опубликовано в газете «<адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 4 которого указано, что оно вступает в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Положение, в части установления сроков уплаты налога противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Так, в нарушение требований ст.397 Налогового кодекса РФ, часть 1 статьи 2 Положения срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, тогда как НК РФ срок уплаты определен не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Анализ оспариваемого положения с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты земельного налога физическими лицами на территории поселения заканчивается в тот день, когда этот срок только начинает течь для всех граждан Российской Федерации, являющихся плательщиками данного вида налога. Установлением обязанности по уплате налога без соблюдения положений Налогового кодекса РФ нарушаются права граждан-налогоплательщиков платить законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ). Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2011 N44-01-24. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Статьей 7 Закона № 273-ФЗ определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, которыми являются устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности, а также совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В связи с этим, согласно п. 4 Методики, в Положении наличествует коррупциогенный фактор, содержащий трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Таким образом, Положение, в части установления одного дня для исполнения обязанностей по уплате земельного налога противоречит требованиям действующего законодательства, а также содержит коррупциогенный фактор. В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ярушина А.И. уточнила заявление и просила признать часть 1 статьи 2 Положения «О земельном налоге на территории сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес>», утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признать противоречащей закону и недействующей с момента принятия. В остальной части полностью поддержала доводы заявления. Заинтересованное лицо представитель Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> Зубок Е.А. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась, просила удовлетворить заявление прокурора. Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора <адрес> подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п.2 ст.1, п.3 ст.22, ст.23, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ и имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами. Решением Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О земельном налоге на территории сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> Частью 1 статьи 2 данного Положения установлено, что налог для физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основываются на признании всеобщности и равенства налогообложения к уплате налога. Пунктом 1 ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Приведенные положения содержатся и в главе 31 "Земельный налог" Налогового Кодекса РФ. Из анализа федеральных норм следует, что представительные органы муниципальных образований при установлении и введении в действие своим актом земельного налога как одного из видов местного налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе срок уплаты, обязаны учитывать нормы НК РФ. В соответствии со ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Анализ оспариваемого положения с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты земельного налога физическими лицами на территории сельского поселения заканчивается в тот день, когда этот срок только начинает течь для всех граждан Российской Федерации, являющихся плательщиками данного вида налога. Установлением обязанности по уплате налога без соблюдения положений НК РФ нарушаются права граждан-налогоплательщиков платить законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ). С учетом изложенного следует признать несоответствующей требованиям федерального налогового законодательства оспоренной прокурором нормы, установившей обязанность уплаты суммы земельного налога физическим лицом в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Часть 3 данной статьи устанавливает, что решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В связи с чем требования об обязании главы сельского поселения опубликовать решение суда, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 15, 397 НК РФ, ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> о признании недействующим в части нормативно-правового акта со дня его принятия удовлетворить частично. Часть 1 статьи 2 Положения «О земельном налоге на территории сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес>», утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Воротнее муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признать противоречащей закону и недействующей с момента принятия. Решение суда после вступления его в законную силу направить для опубликования в газету <адрес> В остальной части предъявленного заявления отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения. Судья: И.А. Яковлев