Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 17 апреля 2012 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Шохиной Т.Н. с участием помощника прокурора <адрес> Чалбышева А.В. представителя заинтересованного лица Собрания представителейгородского поселения Суходол муниципального района <адрес> Зубок Е.А. при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-251/2012 по заявлению прокурора <адрес> о признании недействующим в части нормативно-правового акта со дня его принятия, у с т а н о в и л: Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд с заявлением о признании статьи 2 Положения «О земельном налоге на территории городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский», утвержденного решением Собрания Представителейгородского поселения Суходол муниципального района Сергиевский» № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащей закону и недействующей с момента принятия. В обоснование своих требований прокурор указал, что решением Собрания Представителей городского поселения Суходол муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О земельном налоге на территориигородского поселения». Учитывая, что указанное Положение содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально неопределенному кругу лиц и рассчитано на многократное применение, оно является нормативным правовым актом. Вышеуказанное Положение опубликовано в газете <адрес> № № ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 4 которого указано, что оно вступает в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Положение в части установления сроков уплаты налога противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Так, в нарушение требований ст. 397 Налогового кодекса РФ, ст. 2 Положения срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, тогда как НК РФ срок уплаты определен не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Анализ оспариваемого положения с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты земельного налога физическими лицами на территории поселения заканчивается в тот день, когда этот срок только начинает течь для всех граждан РФ, являющихся плательщиками данного вида налога. Установлением обязанности по уплате налога без соблюдения положений Налогового кодекса РФ нарушаются права граждан-налогоплательщиков платить законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ). Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2011 года № 44-Г11-24. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Статьей 7 Закона № 273-ФЗ определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, которыми являются устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности, а также совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика). В связи с этим, согласно п. 4 Методики, в Положении наличествует коррупциогенный фактор, содержащий трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Таким образом, Положение, в части установления одного дня для исполнения обязанностей по уплате земельного налога противоречит требованиям действующего законодательства, а также содержит коррупциогенный фактор. В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. заявленные требования уточнил, просил признать п. 1 ст. 2 Положения «О земельном налоге на территории поселения», утвержденного решением Собрания Представителей городского поселения Суходол муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащей закону и недействующей с момента принятия по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица Собрания Представителей городского поселения Суходол муниципального района <адрес> Зубок Е.А. в судебном заседании уточненные требования прокурора <адрес> признала полностью, так как за прошедшее время были внесены изменения в действующее законодательство. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что уточненное заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 132 Конституции РФ Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Вместе с тем нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.ч.2 и 5 ст. 76 Конституции РФ) В соответствии с ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основываются на признании всеобщности и равенства налогообложения к уплате налога. Согласно п.5 ч.1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом. Согласно п.4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено данным пунктом и п.7 ст. 12 НК РФ. Пунктом 1 ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п.7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Приведенные положения НК РФ содержатся и ст. 387 гл.31 «Земельный налог» НК РФ. Из анализа федеральным норм следует, что представительные органы местного самоуправления при установлении и введении в действие своим актом земельного налога как одного из видов местных налогов, определяя в пределах предоставленных им полномочий элементы налогообложения, в том числе срок уплаты, обязаны учитывать нормы НК РФ. Срок уплаты земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 397 НК РФ п.1). Согласно п.1 ст. 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Анализ оспариваемого положения с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты земельного налога физическими лицами на территории городского поселения Суходол заканчивается в тот день, когда этот срок только начинается течь для всех граждан РФ, являющихся плательщиками данного вида налога. Установлением обязанности по уплате налога без соблюдения положений НК РФ нарушаются права граждан-налогоплательщиков платить законно установленные налоги (п.1 ст. 3 НК РФ). Доводы прокурора, изложенные в заявлении, подтверждаются в том числе и законом Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», где ранее установленный срок уплаты «не позднее 01 ноября» заменен законом Самарской области от 07.03.2012 года № 12-ГД на срок «не позднее 15 ноября». Кроме того, в письме от 28.11.2011 года № ЗН-4-11-19930 «О сроках исчисления имущественных налогов в 2012 году» содержатся сведения о том, что изменены сроки уплаты для физических лиц, налоги будут уплачиваться гражданами один раз в год в сроки, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ или представительными органами местного самоуправления в пределах с 01 ноября по 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Часть 3 данной статьи устанавливает, что решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В связи с чем требования об обязании главы сельского поселения опубликовать решение суда, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 15, 397 НК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, - удовлетворить частично. Признать п. 1 ст. 2 Положения «О земельном налоге на территории городского поселения Суходол муниципального района <адрес> утвержденного решением Собрания Представителей городского поселения Суходол муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим закону и недействующим со дня принятия. Решение суда после вступления его в законную силу направить для опубликования в газету <адрес> В остальной части предъявленного заявления отказать. Мотивированное решение изготовлено 20.04.2012 года. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Шохина Т.Н.