№2-298 По заявлению прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                           23 апреля 2012 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,

при секретаре Дериенко Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2012 по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации на территории района похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости, в котором отмечено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на территории муниципального района <адрес> требований Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией муниципального района <адрес> требования федерального законодательства не исполняются.

В нарушение требований законодательства администрацией муниципального района <адрес> не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, и обязанности по осуществлению погребения умерших ни на кого не возложены. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, не согласована и не определена, не определены критерии качества гарантированных услуг по погребению.

Бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию длительное время мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также по не определению критериев качества гарантированных услуг по погребению, создает препятствия в реализации волеизъявления лиц о погребении, гарантии осуществления погребения, прав граждан на достойные похороны.

На основании ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.ст. 4, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» прокурор <адрес> просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации на территории района похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости, обязании организовать на территории района оказание услуг по вопросам похоронного дела, а также определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Шпырев А.Г. заявленные требования изменил, просил: признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации на территории <адрес> похоронного дела, не определению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению, определенных ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и их стоимости, поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо - представитель администрации муниципального района <адрес> Гришина И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что администрация муниципального района Сергеевский не бездействует, в Устав МУП “Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального района <адрес> включена цель - организация похоронного дела и оказание ритуальных услуг на территории муниципального района <адрес> Также в настоящее время разрабатываются и согласовываются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, критерии качества предоставляемых гарантированных услуг по погребению и их стоимость.

Выслушав объяснения заместителя прокурора и представителя администрации муниципального района <адрес>, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» относятся, в том числе:

- определение требований к качеству гарантируемых услуг, оказываемых при погребении на безвозмездной основе, а также их стоимости (по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ);

- определение стоимости услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению;

- создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированную службу по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1 специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных Российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам РФ и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном законом порядке.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Подпунктом 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Нормой п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления муниципального района возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, следовательно, не подразумевает обязанности по созданию в этих целях организаций.

Организация оказания услуг, по мнению суда, есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, что возможно, как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем наделения статусом специализированной организации хозяйствующих субъектов, определяемых по результатам открытого конкурса.

В то же время в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органами местного самоуправления должны устанавливаться требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, который включает:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения;

- перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

- погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом).

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

В соответствии со ст. 10 данного закона в том случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 данного закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Доводы представителя администрации муниципального района <адрес> об отсутствии бездействия ввиду внесения в Устав МУП “Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального района <адрес>” цели - организация похоронного дела и оказание ритуальных услуг, являются несостоятельными и не принимаются судом во внимание, поскольку возможность наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена, а также гражданам фактически не обеспечено предоставление ритуальных услуг согласно гарантированному перечню, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО4, а также письмом управляющего ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что в муниципальном районе <адрес> постановление, утверждающее стоимость и виды услуг по погребению, подлежащих возмещению специализированным организациям, не принято в связи с отсутствием специализированной организации.

При таких обстоятельствах органом местного самоуправления - администрацией муниципального района <адрес> не приняты надлежащие меры к организации на территории <адрес> похоронного дела, не определен порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, не установлены требования к качеству услуг и их стоимость, предоставляемых согласно гарантированному перечню.

Все это влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по не принятию мер к организации на территории <адрес> похоронного дела, не определению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению, определенных ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и их стоимости.

Обязать администрацию муниципального района <адрес> организовать на территории <адрес> оказание услуг по вопросам похоронного дела, определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению, определенных ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и их стоимость.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 28 апреля 2012 года.

Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов