РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> 27 апреля 2012 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А., с участием заместителя прокурора <адрес> Шпырева А.Г., заинтересованного лица представителя администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> Зубок Е.А., при секретаре Илларионовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-313/2012 по заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации похоронного дела, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также по определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости, незаконным, об обязании администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а также определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на территории муниципального района <адрес> требований Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В ходе проведения проверки установлено, что органами местного самоуправления поселений требования федерального законодательства не исполняются. Так, согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. Частью 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Согласно ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяются органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы. Вместе с тем, в нарушение указанных требований администрацией муниципального района <адрес> не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, и обязанности по осуществлению погребения умерших ни на кого не возложены. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, не согласована и не определена. Частью 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу (выполнить услугу), соответствующую этим требованиям. Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Однако, в нарушение вышеуказанных требований администрацией поселения не определены критерии качества гарантированных услуг по погребению, что влечет нарушение прав граждан на получение необходимой информации об оказываемых услугах. Бездействие сельского поселения по непринятию длительное время мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также по не определению критериев качества гарантированных услуг по погребению, создают препятствия в реализации волеизъявления лиц о погребении, гарантии осуществления погребения, прав граждан на достойные похороны. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Шпырев А.Г. заявленные требования поддержал и просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации похоронного дела и обязать администрацию сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимость. Заинтересованное лицо представитель администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> Зубок Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора. Выслушав объяснения заместителя прокурора и представителя администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес>, исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. К полномочиям органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» относятся, в том числе: определение требований к качеству гарантируемых услуг, оказываемых при погребении на безвозмездной основе, а также их стоимости (по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ); определение стоимости услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению; создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированную службу по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1 специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных Российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам РФ и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном законом порядке. Нормой п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельского поселения возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, следовательно, не подразумевает обязанности по созданию в этих целях организаций. Организация оказания услуг, по мнению суда, есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, что возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем наделения статусом специализированной организации хозяйствующих субъектов, определяемых по результатам открытого конкурса. С учетом положений ст.ст. 18 и 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающих, что деятельность общественных и вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно, создание специализированной службы по вопросам похоронного в сельском поселении с незначительным количеством населения является нецелесообразным и экономически необоснованным и при отсутствии ритуальной службы муниципального района <адрес> предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг может осуществляться юридическим лицом, предоставляющим услуги по ритуальному обслуживанию населения, выбранным органом местного самоуправления сельского поселения на конкурсной основе. В то же время в соответствии со ст. 9 указанного закона органами местного самоуправления должны устанавливаться требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, который включает: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом). Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 данного закона в том случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 данного закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации. Из письма управляющего ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в муниципальном районе <адрес> постановление, утверждающее стоимость и виды услуг по погребению, подлежащих возмещению специализированным организациям не принято в связи с отсутствием специализированной организации. Органом местного самоуправления сельского поселения Елшанка не создана специализированная служба и отсутствует какая-либо другая организация, на которую возложена обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, и в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не установлены требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню. Все это влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - получателей социального пособия на погребение. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации похоронного дела удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации на территории района похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости. Обязать администрацию сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> организовать на территории района оказание услуг по вопросам похоронного дела, а также определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимость. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2012 года. Судья: И.А. Яковлев