Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> 28 апреля 2012 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Воложанинова Д.В., c участием заместителя прокурора <адрес> Шпырева А.Г., представителя заинтересованного лица - администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> Зубок Е.А., при секретаре Дериенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310/2012 по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости, в котором отмечено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на территории муниципального района <адрес> требований Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В ходе проведения проверки установлено, что администрацией сельского поселения требования федерального законодательства не исполняются. В нарушение требований законодательства администрацией сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, и обязанности по осуществлению погребения умерших ни на кого не возложены. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, не согласована и не определена, не определены критерии качества гарантированных услуг по погребению. Бездействие администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> по непринятию длительное время мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также по не определению критериев качества гарантированных услуг по погребению, создает препятствия в реализации волеизъявления лиц о погребении, гарантии осуществления погребения, прав граждан на достойные похороны. На основании ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.ст. 4, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» прокурор <адрес> просит: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимости, обязании администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а также определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению и их стоимость. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Шпырев А.Г. заявленные требования изменил, просил: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> по непринятию мер к организации предоставления услуг по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения, не определению критериев качества предоставляемых гарантированных услуг по погребению и их стоимости, обязать администрацию сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> организовать на территории сельского поселения оказание услуг по вопросам похоронного дела, определить критерии качества предоставляемых гарантированных услуг по погребению и их стоимость. Прокурор поддержал доводы, изложенные в заявлении. Заинтересованное лицо - представитель сельского поселения администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> Зубок Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Выслушав объяснения заместителя прокурора и представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» относятся, в том числе: - определение требований к качеству гарантируемых услуг, оказываемых при погребении на безвозмездной основе, а также их стоимости (по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ); - определение стоимости услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению; - создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированную службу по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1 специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных Российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам РФ и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном законом порядке. Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Подпунктом п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом из положений части 3 статьи 14 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Нормой п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления муниципального района возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, следовательно, не подразумевает обязанности по созданию в этих целях организаций. Организация оказания услуг, по мнению суда, есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, что возможно, как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем наделения статусом специализированной организации хозяйствующих субъектов, определяемых по результатам открытого конкурса. В то же время в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органами местного самоуправления должны устанавливаться требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, который включает: - оформление документов, необходимых для погребения; - предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения; - перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); - погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом). Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы. В соответствии со ст. 10 данного закона в том случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 данного закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации. Из письма управляющего ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в муниципальном районе <адрес> постановление, утверждающее стоимость и виды услуг по погребению, подлежащих возмещению специализированным организациям не принято в связи с отсутствием специализированной организации. Судом установлено, что органом местного самоуправления - администрацией сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> не приняты надлежащие меры к организации предоставления услуг по вопросам похоронного дела на территории поселения, поскольку не создана специализированная служба и отсутствует какая-либо другая организация, на которую возложена обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, не принят нормативный правовой акт, устанавливающий требования к качеству услуг и их стоимость, предоставляемых согласно гарантированному перечню. Все это влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Захаркино. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> по не принятию мер к организации предоставления услуг по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения, не определению критериев качества предоставляемых гарантированных услуг по погребению и их стоимости. Обязать администрации сельского поселения Захаркино муниципального района <адрес> организовать на территории сельского поселения оказание услуг по вопросам похоронного дела, определить критерии качества предоставляемых гарантированных услуг по погребению и их стоимость. Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>. Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 03 мая 2012 года. Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов