Решение по иску прокурора в интересах Т. к Администрации о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обсепечению жильем, об обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 30 мая 2011 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шохиной Т.Н.

С участием помощника прокурора <адрес> Чалбышева А.В.

при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Теребинова ФИО8 к Администрации муниципального района <адрес>, Правительству <адрес> о признании бездействия по непринятию мер по обеспечению жильем из числа <данные изъяты>, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма либо выплатить социальную выплату на приобретение жилого помещения, об обязании Правительства <адрес> выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Теребинова А.В. к Администрации муниципального района <адрес>, Правительству <адрес> о признании бездействия органа государственной власти - Правительства <адрес>, органа местного самоуправления - Администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер по обеспечению жильем лица из числа <данные изъяты> - Теребинова А.В., об обязании Администрации муниципального района <адрес> предоставить Теребинову А.В. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства либо выделить социальную выплату на приобретение жилого помещения, об обязании Правительства <адрес> выделить денежные средства в необходимом объёме на приобретение жилого помещения Теребинову А.В.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В., истец Теребинов А.В. уточнили исковые требования, отказались от исковых требований к Правительству <адрес>, попросили суд обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Теребинову А.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета <адрес>.

Определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был принят отказ прокурора <адрес> в интересах Теребинова А.В., с согласия Теребинова А.В., к Правительству <адрес> и производство по делу в этой части было прекращено.

Помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. уточненный иск поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жильем лиц из <данные изъяты>.

В ходе проверки установлено, что Теребинов ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из <данные изъяты>. Какого-либо жилья за Теребиновым А.В. закреплено не было, личного жилого помещения у Теребинова А.В. также не имеется. В связи с этим постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Теребинов А.В. как лицо из числа <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (получения социальной выплаты), однако до настоящего времени (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) жилым помещением не обеспечен.

<данные изъяты>

Теребинову А.В., который <данные изъяты>, жилое помещение не предоставлено до сих пор. Согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению лиц указанной категории жильем возложена на органы исполнительной власти по их месту жительства вне очереди.

С учетом изложенного, просит: Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Теребинову ФИО8 социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства из средств областного бюджета.

Истец Теребинов А.В. пояснил, что он поддерживает объяснения прокурора, согласен с изменением исковых требований, просит удовлетворить иск в измененном виде.

Представитель ответчика - Администрации муниципального района <адрес> Гришина И.В. иск не признала и пояснила, что расходные обязательства по установлению и направлению из средств областного бюджета субвенций в бюджеты муниципальных образований на приобретение жилых помещений для <данные изъяты> отнесены законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных мерах по социальной поддержке <данные изъяты>», Постановлением Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты>», Законом <адрес> №115-ГД от24 октября 2006 года «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» к полномочиям Правительства <адрес>.

Совокупный размер данных субвенций устанавливается законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Так законом <адрес> от 1 декабря 2010 года «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлен размер субвенций, направляемых в бюджет муниципального района <адрес>, на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> и администрацией муниципального района <адрес> был заключен договор № о предоставлении и расходовании в ДД.ММ.ГГГГ субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, в соответствии с которым размер субвенций, предназначенных для направления в бюджет муниципального района <адрес> для обеспечения указанных целей составил <данные изъяты> рублей. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Управлением финансами администрации муниципального района <адрес>, указанные денежные средства поступили в бюджет муниципального района <адрес> в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из средней рыночной стоимости жилых помещения в муниципальном районе <адрес> размер указанной суммы обеспечит реализацию жилищных прав одного лица из числа <данные изъяты>, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ. Выбор указанного лица зависит от даты постановки на регистрационный учет для внеочередного получения жилья.

Таким образом, действия администрации муниципального района <адрес> по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан находятся в прямой зависимости от факта перечисления денежных средств Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> на счет администрации муниципального района <адрес> для их последующей реализации. Кроме того, исходя из содержания договора между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> и администрацией муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предоставление и расходование денежных средств на указанные цели производится в течение всего финансового года, то есть окончательный срок исполнения обязательства по обеспечению жилищных прав указанной категории граждан - ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, она просит в иске отказать.

От ответчика Правительства <адрес> поступил отзыв, в котором оно просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требованиям по следующим основаниям.

Теребинов А.В. <данные изъяты> является лицом из числа <данные изъяты>.

Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки <данные изъяты>.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Закона дополнительные гарантии прав <данные изъяты> на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Обеспечение жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, осуществляется в соответствии с Законом <адрес> от 11 июля 2006 года №87-ГД «ОБ обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты>, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты> осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

Согласно части 1 статьи 1 Закона <адрес> от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями <данные изъяты>.

Статьей 2 Закона №115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны представлять в министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> документы, связанные с осуществлением государственных полномочий и исполнять письменные предписания Министерства в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления и их должностными лицами государственных полномочий.

Согласно п.1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в ведении Министерства находятся вопросы региональной жилищной политики. В рамках предметов ведения Министерство полномочно разрабатывать предложения о распределении между муниципальными образованиями <адрес> средств федерального и областного бюджетов на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, установленных действующим законодательством. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами <адрес>, которое также является главным финансовым органом <адрес> согласно Положению о министерстве управления финансами <адрес>, утвержденному постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом <адрес> о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными Министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле, установленной в Методике.

Все средства областного бюджета по обеспечению <данные изъяты> жилыми помещениями предоставляются органам местного самоуправления на основании закона <адрес> «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В <адрес> по данным муниципальных образований региона на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями состоят <данные изъяты>.

<адрес> от 30 ноября 2009 года №130-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями <данные изъяты> предусмотрено <данные изъяты>, из них муниципальному образованию <адрес> - <данные изъяты> рублей. Указанные средства областного бюджета доведены Министерством до муниципальных образований <адрес> в полном объеме. Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ количество <данные изъяты>, состоящих на учете в муниципальном образовании <адрес>, составляет <данные изъяты> человек, указанных выше средств не достаточно для обеспечения всех <данные изъяты> района жилыми помещениями.

Требования Закона №-ГДПравительством <адрес> и Министерством соблюдены в полном объеме.

Таким образом, в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов орган местного самоуправления наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями <данные изъяты>. Данную позицию поддержала судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда в определении от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, учитывая сложившуюся ситуацию, Правительством <адрес> предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения <данные изъяты> жилыми помещениями, однако средств недостаточно, для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.

Обращаем внимание суда на то, что исполняющий обязанности прокурора <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ обращался в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона <адрес> №- ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов».

В Законе о бюджете были предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению. Жилыми помещениями <данные изъяты> и определен их размер - <данные изъяты> рублей.

Прокурор в своем заявлении сослался на то, что размер бюджетных средств, предусмотренный в Законе о бюджете, недостаточен и не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся граждан указанной категории, что ведет к нарушению жилищных прав этих граждан.

Однако Определением Верховного Суда РФ от 28 января 2009 года №46-Г08-27 было отказано в удовлетворении кассационного представления исполняющего обязанности прокурора <адрес> и данный отказ суд мотивировал тем, что в соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

Таким образом, Правительство <адрес> в лице Министерства осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств Законом о бюджете.

С учетом изложенного, просит:

В удовлетворении требований истца в части признания бездействия Правительства <адрес> по непринятию мер по обеспечению жильем Теребинова А.В. и возложении обязанности на Правительство <адрес> выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение ему жилого помещения, отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что иск в измененном виде подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

<данные изъяты>, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в <данные изъяты>, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст.8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №)

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отдельных мерах по социальной поддержке <данные изъяты>" предусмотренные данным Законом меры по социальной поддержке <данные изъяты>, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст. 5 данного Закона <данные изъяты>, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях <данные изъяты>, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством <адрес>.

Согласно ч.1 ст. 1 Закона <адрес> от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями в <адрес> по обеспечению жилыми помещениями <данные изъяты>.

Согласно постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты>» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты> осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно утвержденному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Статьей 6 Закона <адрес> от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

В силу ст. 8 данного закона органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Теребинов ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, <данные изъяты>.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Какого-либо жилья за Теребиновым А.В. закреплено не было, личного жилого помещения у Теребинова А.В. также не имеется (ответ из <адрес> филиала ГУП <адрес> «ЦТИ» на л.д.29).

В связи с этим постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Теребинов А.В. как лицо из числа <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (получения социальной выплаты) (л.д.26).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Теребинову А.В. не представлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в установленном порядке, не выделялась.

При таких обстоятельствах и учитывая, что истец желает получить социальную выплату на приобретение жилья, что подтверждается его заявлением на имя прокурора <адрес> и было подтверждено в судебном заседании, с учетом приведенных выше норм права суд находит требования прокурора в интересах Теребинова А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика - Администрации муниципального района <адрес> об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд не принимает во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении <данные изъяты>, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности выделяемых средств, поскольку исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении снимаются с полного государственного обеспечения, поэтому Теребинов А.В. после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении, а впоследствии после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного и руководствуясь 197-198 ГПК РФ, ст.57 ЖК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Теребинова ФИО8- удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Теребинову ФИО8 социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства из средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Шохина Т.Н.