Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 23 октября 2012 года Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Копытина А.В., при секретаре Нестеренко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-879/2012 по иску прокурора <адрес> к администрации м.<адрес> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. у с т а н о в и л: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации м.<адрес> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению депутата <адрес> Губернской Думы Ракитина С.В. по вопросу обеспечения населения <адрес> доброкачественной питьевой водой. Установлено, что обеспечение питьевой водой жителей <адрес> осуществляется через водопровод из реки Сок, так же имеются две скважины находящиеся в муниципальной собственности. Согласно соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о делегировании полномочий сельского поселения на уровень муниципального района между сельским поселением Светлодольск и администрацией м.<адрес> полномочия по водоснабжению переданы муниципальному району. При проведении лабораторных исследований воды из указанных источников ДД.ММ.ГГГГ установлено, что проба воды по санитарно-химическим показателям жесткости, мутности, аммиаку, цветности, железу, фтору, сухому остатку, а так же микробиологическим показателям не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01». Сложившаяся ситуация является не только социальной проблемой, но может явиться причиной возникновения и распространения кишечных инфекционных заболеваний среди населения. Просит обязать администрацию м.<адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с этим организовать и провести мероприятия, направленные на обеспечение жителей <адрес> доброкачественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01, организовать осуществление производственного контроля за качеством подаваемой населению <адрес> воды в соответствии с СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенному в иске, дополнил следующим, из представленных документов следует, что и вторая скважина в <адрес> введенная в действие в 2010году предназначена для обеспечения именно питьевой водой население. Дополнил требования - при обеспечении жителей питьевой водой провести мероприятия по очистке и дезинфекции имеющихся скважин. Представитель администрации м.<адрес> Панин А.Е. представил суду отзыв (л.д.67-69) в котором указал следующее - из протокола лабораторных исследований № следует, что вода из общественного источника - артезианской скважины по <адрес> по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН. Указанное обстоятельство подтверждает надуманность довода прокурора о возможном распространении кишечных инфекционных заболеваний среди населения. Из протокола лабораторных исследований 1183 следует, что вода из общественного источника - артезианской скважины по <адрес> по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН. Из таблицы исследований санитарно-химических показателей следует, что не соответствуют некоторые показатели - запах, сульфаты, железо. Представитель администрации м.<адрес> Панин А.Е. в судебном заседании заявленные требования прокурора <адрес> не признал, пояснил следующее, в действительности скважина введенная в эксплуатацию в 2010году не предназначалась для обеспечения населения питьевой водой, вода предназначена для технических нужд. Кроме того данная скважина расположена на некотором расстоянии от поселка, поэтому и жители ее не используют. У большинства жителей имеются личные скважины, которые используются в повседневной жизни. Скважина расположенная в поселке на <адрес> практически по всем показателям соответствует правилам, кроме жесткости, данный показатель исправить не возможно, поскольку на территории <адрес> источников с водой которая пригодна для питья немного. Представитель третьего лица ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> Малороссиянцев С.А. показал следующее, в ходе проверки проведенной специалистами отдела установлено следующее - в поселке <адрес> проживает 302 человека. Централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения в поселке нет. Источников хозяйственно-питьевого водоснабжения имеющих официальный статус так же не имеется. На территории поселка до 2010года эксплуатировалась одна артезианская скважина, введенная в эксплуатацию в 2004году, а так же технический водопровод, эксплуатируемый с 1980 года для полива, вода напрямую поступает из реки Сок. В 2010году в целях улучшения водоснабжения населения в ходе реализации постановления правительства <адрес> от 28.07.2010года № 350 «Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда правительства <адрес> в целях предоставления субсидий бюджетам городских округов и поселений <адрес> по обеспечению муниципальных образований <адрес> водой в условиях маловодья 2010года» на средства выделенные с.<адрес>, на северо-восточной окраине поселка Участок <адрес> была пробурена дополнительная артезианская эксплуатационная скважина. Проведенные лабораторией исследования проб воды из двух артезианских скважин показали, что качество воды не соответствует установленным гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по санитарно-химическим показателям(повышена мутность, жесткость, содержание железа, сульфатов), а так по микробиологическим показателям. Считает, что необходимо данную проблему решать, в том числе применять методы очистки воды. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковое заявление прокурора обосновано и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Исходя из ст.ст. 20,41,42 Конституции РФ, каждый человек имеет право на жизнь, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о делегировании полномочий сельского поселения на уровень муниципального района между сельским поселением Светлодольск и администрацией м.<адрес> полномочия по водоснабжению переданы муниципальному району.(л.д.18-22) Санитарные правила СП 1.1.1058-01. 1.1. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. № 18 определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований. В п. 4.3. данных Правил указано, что при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования. В судебном заседании бесспорно установлено и сторонами не оспаривается, что централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения в поселке нет. Источников хозяйственно-питьевого водоснабжения имеющих официальный статус так же не имеется. На территории поселка эксплуатируются две артезианских скважины, введенные в эксплуатацию в 2004г., и в 2010г., а так же технический водопровод, эксплуатируемый с 1980 года для полива, в который вода напрямую поступает из реки Сок. Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что скважина введенная в эксплуатацию в 2010году изначально не была предназначена для снабжения населения питьевой водой, поскольку из представленных документов - паспорта эксплуатационной скважины на воду (л.д.70-76), муниципального контракта генерального подряда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что скважина была пробурена в 2010году для восстановления водоснабжения <адрес> сельского поселения Светлодольск, обеспечения населения питьевой водой. Согласно постановления <адрес> от 28.07.2010г № 350 (в исполнение которого была пробурена данная скважина) было принято решение использовать предусмотренные на 2010 год бюджетные ассигнования резервного фонда <адрес> для предоставления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> субсидий бюджетам городских округов и поселений <адрес> в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений <адрес> по проведению мероприятий по обеспечению муниципальных образований <адрес> питьевой водой в условиях маловодья 2010 года, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления городских округов и поселений <адрес> по организации водоснабжения населения в границах городских округов и поселений Данным постановлением были утверждено распределение субсидий, предоставляемых бюджетам городских округов и поселений <адрес> на софинансирование проведения мероприятий по обеспечению муниципальных образований <адрес> питьевой водой в условиях маловодья 2010 года. На эти цели сельскому поселению Светлодольск муниципального района <адрес> было выделено <данные изъяты>. В судебном заседании было установлено, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в с.<адрес> имели место, в первую очередь отсутствие производственного контроля за качеством подаваемой населению <адрес> воды согласно санитарных правил СП 1.1.1058-01. 1.1. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.-7.2001г. № 18. Вместе с тем суд считает несостоятельными доводы истца о не соответствии воды используемой в <адрес> требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01, поскольку данные правила предназначены для централизованных источников водоснабжения. В настоящее время имеются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.» (введены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002г. № 40), которые были подготовлены на основании Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании» и имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования. Согласно данным правилам нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (приложения 3,4,5) Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию (приложение №) с последующим составлением акта (приложение №). Согласно данным лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ воды со скважины по <адрес> (л.д.49-50), результаты исследований воды соответствуют микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Согласно данным лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ воды со скважины расположенной на северо-восточной стороне <адрес> (л.д.51-52), результаты исследований воды соответствуют микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», поскольку данные правила устанавливают величину допустимого уровня общего микробного числа 100 КОЕ/мл, тогда как в протоколе результаты измерения (52 КОЕ/мл) сравнивали с величиной допустимого уровня (50 КОЕ/мл) содержащейся санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01, что не верно. Согласно данным лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ воды со скважины по <адрес> (л.д.55-56), проба воды по санитарно-химическим показателям только по жесткости и наличию сульфатов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», показатели по запаху, мутности соответствовали требованиям данных правил. Согласно данным лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ воды со скважины расположенной на северо-восточной стороне <адрес> (л.д.53-54), проба воды по санитарно-химическим показателям мутности, цветности, жесткости, аммиака, железа, сульфатов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора об организации системы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в местах водозабора - артезианской скважины расположенной по адресу <адрес>, ввод в эксплуатацию 2004г., эксплуатационной скважина расположенной по адресу <адрес> северо-восточная окраина ввод <адрес> в эксплуатацию 2010г. подлежат удовлетворению, поскольку только лишь по результатам указанного контроля возможны мероприятия по устранению ухудшения качества воды которые согласно СанПиН 2.1.4.1175-02. включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию. Вместе с тем поскольку на момент рассмотрения иска, пробы воды не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02, суд принимает во внимание доводы прокурора о необходимости проведения работ по обеспечению населения <адрес> питьевой водой надлежащего качества, поскольку снабжение населения питьевой водой ненадлежащего качества может повлечь возникновение и распространение массовых заболеваний, тем самым создается реальная угроза нарушения прав и интересов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Суд считает несостоятельными ссылки сторон на Федеральный закон от 07.12.2011г. № 416 -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» который вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, СанПиН 2.1.4.1175-02 содержит следующие указания, что если не удалось выявить или ликвидировать причину ухудшения качества воды или мероприятия по устранению ухудшения качества воды не привели к стойкому улучшению ее качества по микробиологическим показателям, вода в колодце (каптаже) должна постоянно обеззараживаться хлорсодержащими препаратами. При стойком химическом загрязнении воды следует принимать решение о ликвидации водозаборного сооружения или устройства. Таким образом при невозможности обеспечить качество питьевой воды, у администрации м.<адрес> имеется право ставить вопрос о запрете использования скважины, но только после проведения полного комплекса указанных выше мероприятий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> к администрации м.<адрес> - удовлетворить частично. Обязать администрацию м.<адрес> совершить определенные действия, направленные на обеспечение снабжения населения <адрес> питьевой водой надлежащего качества, а именно: Организовать систему производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в местах водозабора - артезианская скважина расположенная по адресу <адрес>, ввод в эксплуатацию 2004г., эксплуатационная скважина расположенная по адресу <адрес> северо-восточная окраина ввод <адрес> в эксплуатацию 2010г. в соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01. 1.1. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в течение месяца после вступления решения суда в законную силу. Обеспечить надлежащее качество питьевой воды в точках водоразбора - артезианская скважина расположенная по адресу <адрес>, ввод в эксплуатацию 2004г., эксплуатационная скважина расположенная по адресу <адрес> северо-восточная окраина ввод <адрес> в эксплуатацию 2010г. в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», для чего произвести чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию скважин, в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца. Судья: А.В. Копытин
Согласно выписок из реестра муниципальной собственности, данные объекты принадлежат с.<адрес>(л.д.46-48)