Дело № 2-741/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Мариуца О.Г., прокурора ФИО11, при секретаре судебного заседания Анохиной О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты> об обязании разработать проекты и получить документы,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО <данные изъяты> об обязании разработать проекты и получить документы
В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО10 исковые требования поддержал и пояснил, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка деятельности ООО <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> на территории бывшего ЗАО <данные изъяты> Основным видом деятельности предприятия является производство полупродуктов и продуктов на основе хлора. В основу технологической схемы производства заложены как механические процессы, так и химические стадии. Для осуществления данной деятельности предприятие арендует у ООО <данные изъяты> земельный участок площадью <данные изъяты> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Водоснабжение предприятия осуществляется из артезианских скважин в количестве <данные изъяты> штук, расположенных на вышеуказанном земельном участке, которые также принадлежат ООО <данные изъяты> на правах аренды. Водоотведение ливневых сточных вод с предприятия ООО <данные изъяты> осуществляется по двум спускам в реку <данные изъяты>, в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых сбросов.
Прокурор указал, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. В нарушение требований законодательства ООО <данные изъяты> в настоящее время в ходе своей деятельности производит сброс ливневых стоков с территории предприятия в реку <данные изъяты> в отсутствие решения о предоставлении данного водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Пользование недрами для добычи подземных вод из <данные изъяты> артезианских скважин осуществляется ООО <данные изъяты> в отсутствие лицензии на право пользования недрами и проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для указанных скважин. За указанные правонарушения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО <данные изъяты> возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 6.3,7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в отношении должностного лица - заместителя директора ООО <данные изъяты> ФИО8 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, директору ООО <данные изъяты> прокурором внесено представление с требованием устранения вышеуказанных правонарушений.
Прокурор указал, что до настоящего времени ООО <данные изъяты> не получило решение о предоставлении водного объекта - р. <данные изъяты> - в пользование для сброса сточных вод, не получило лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из <данные изъяты> артезианских скважин, а также не разработало проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для данных скважин и не получило положительные санитарно-эпидемиологические заключения на данные проекты, в связи с чем необходимо в судебном порядке обязать предприятие выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах. Деятельность ООО <данные изъяты> не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.
С учетом изложенного прокурор просит обязать ООО <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести свою деятельность в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах, а именно: получить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин; получить в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о предоставлении водного объекта р.<данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод; разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами № «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для <данные изъяты> артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решения и санитарно-эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанные проекты. Разработать вышеуказанные проекты и получить соответствующие эколого-разрешительные документы ООО <данные изъяты> необходимо в соответствии с действующим законодательством в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО <данные изъяты> по доверенности Грузинцева О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворений требований Межрайонного природоохранного прокурора Московской области. Пояснила, что препятствием в оформлении был вопрос подтверждения права пользования земельным участком, на котором находится производственная площадка предприятия. Указала, что ООО <данные изъяты> является арендатором недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ООО <данные изъяты>, согласно договора аренды объектов недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, арендные отношения между организациями являются долгосрочными. ООО <данные изъяты> является собственником артскважины корпус № на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, артскважины корпус № на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, артскважины корпус № на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. После оформления арендных договорных отношений с ООО <данные изъяты> ООО <данные изъяты> обращался к Руководителю Центрнедра ФИО9 по вопросу разъяснения порядка получения лицензии на право пользовании недрами, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, на что был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, что лицензия может быть оформлена после предоставления документов, подтверждающих право пользования земельным участком, на котором расположены артезианские скважины. ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> обратилось к Главе Сергиево-Посадского района о предоставлении в собственность земельного участка под объектами недвижимости по адресу: <адрес>. Вопрос оформления в собственность земельного участка был решен только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №. ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> заключил с собственником договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Пояснила, что в настоящий момент ООО <данные изъяты> проводит работу по приведению своей деятельности в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, водного законодательства.
Пояснила, что на сегодняшний день собран пакет документов, необходимых для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, за исключением разрешении на сброс сточных вод, которое находится с ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрении в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО. Согласно п. 13.5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении административного регламента федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду решение о выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сборы принимается территориальным органом Ростехнодзора в срок, не превышающий <данные изъяты> рабочих дней со дня регистрации материалов заявителя. Таким образом полный пакет документов будет сдан в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО не ранее чем ДД.ММ.ГГГГ Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользовании по ЦФО рассматривает вопрос о возможности получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № п. 15 которого гласит, что сроки необходимые Роснедрам или его территориальным органам для исполнения государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, не должен превышать <данные изъяты> дней. Учитывая вышеизложенное получить лицензию ООО <данные изъяты> может не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Водоотведение ливневых сточных вод ООО <данные изъяты> осуществляется АО двум выпускам в р.<данные изъяты> выпуск № условно-чистые сточные воды от охлаждения технологического оборудования, выпуск № – ливневые сточные воды с территории предприятия уходят в приемный колодец, расположенный на территории предприятия. ООО <данные изъяты> имеет согласованные надлежащим образом нормативы допустимого сброса в р.<данные изъяты> В настоящий момент ООО <данные изъяты> может приступить к разработке проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для <данные изъяты> артезианских скважин и получению заключения Главного государственного санитарного врача МО после получения лицензии на право пользования недрами. Учитывая, что приступить к разработке проекта ООО <данные изъяты> может не ранее чем ДД.ММ.ГГГГ, то закончить работы по получению и согласованию проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и заключения Главного государственного санитарного врача Московской области предприятие может только не ранее ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика посит суд установить разумный срок, учитывая сроки для получения необходимых документов, не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Представители третьих лиц – Управления Роспотребнадзора по Московской области, Департамента Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь п. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия представителей третьих лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, экологических и иных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ)(далее - Водный кодекс), юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Водным кодексом.
В силу п.2 ст. 11 Водного кодекса, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод.
Пунктом 4 ст. 11 Водного кодекса, установлено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п. 1.4. СанПиН <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (ЗСО)(далее - СанПиН), ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.6. СанПиН <данные изъяты> организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов;план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В силу ст.И Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.
Согласно п. 1.1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности", лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами.
Как установлено судом, подтверждается пояснениями представителя ответчика, а также представленными прокурором материалами проверки, в нарушение указанных выше требований законодательства ООО <данные изъяты> в настоящее время в ходе своей деятельности производит сброс ливневых стоков с территории предприятия в реку <данные изъяты> в отсутствие решения о предоставлении данного водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Пользование недрами для добычи подземных вод из <данные изъяты> артезианских скважин осуществляется ООО <данные изъяты> в отсутствие лицензии на право пользования недрами и проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для указанных скважин. За указанные правонарушения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - ООО <данные изъяты> возбуждены дела об административных правонарушениях (л.д. 28-36). Директору ООО <данные изъяты> прокурором внесено представление с требованием устранения вышеуказанных правонарушений (л.д.37-40).
С учетом изложенного, исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области об обязании ООО <данные изъяты> привести свою деятельность в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах, а именно: получить лицензию на право пользования недрами; решение о предоставлении водного объекта р.<данные изъяты> в пользование; разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для <данные изъяты> артезианских скважин; получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решения и санитарно-эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанные проекты подлежат удовлетворению. С учетом представленных ответчиком документов, подтверждающих порядок и сроки получения указанных разрешений, суд считает возможным установить разумный срок для их получения- ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.34,45,56,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести свою деятельность в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах, а именно:
- получить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин;
- получить в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о предоставлении водного объекта р.<данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод;
- разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для <данные изъяты> артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решения и санитарно-эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанные проекты.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Федеральный судья Мариуца О.Г.
Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2011 года
Федеральный судья Мариуца О.Г.