в удовлетворении исковых требований об оспаривании действий, взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать



Дело № 2-151/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

30 марта 2011 года

Сергиево-Посадский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Барановой Л.В.,

при секретаре Мишиной В.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуклиной А.С. к Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования РФ об оспаривании действий, взыскании убытков и компенсации морального вреда,

установил:

Шуклина А.С. обратилась в суд с исковыми заявлением к ГУ МОРО ФСС РФ об оспаривании действий отделения ФСС, взыскании убытков и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований, с учетом уточнений иска, указала, что она является инвалидом 3 группы 1 степени ограничения трудоспособности. В июле 2008 г. ею была получена справка формы № 070/у-04 для получения путевки на санаторно-курортное лечение на 2008 – 2009 гг. В указанный период санаторно-курортная путевка ей выделена не была. Все документы, необходимые для получения бесплатной путевки, были ею представлены в отделение ФСС, филиал № 34. Действия филиала № 34 ГУ МОРО ФСС РФ, не предоставившего ей путевку, просит признать незаконными. Неполучение бесплатной путевки расценивает как убытки, в связи с чем просит взыскать с филиала № 34 ГУ МОРО ФСС РФ стоимость путевки в размере 14206 руб., компенсацию морального вреда 70000 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Сафонова О.В. поддержала исковое заявление по изложенным основаниям, пояснила, что Шуклина А.С. представила в филиал отделения ФСС документы, необходимые для получения за счет фонда санаторно-курортной путевки. Санаторно-курортное лечение истцу необходимо по медицинским показаниям. В сентябре 2009 г. менее чем за 10 дней до заезда в санаторий истцу была предложена путевка в санаторий «Фазатрон» в <адрес>, но этот санаторий не подходит по профилю лечения, кроме того, уже начался учебный год и времени до заезда оставалось мало. Кроме того, Шуклина А.С. обращалась за предоставлением путевки летом 2008 г., в связи с чем путевка должна была быть ей выделена в течение календарного года – до августа 2009 г. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях – на 2008 г. 649 руб., на 2009 г. 704 руб. Неполучение Шуклиной А.С. социальных услуг по санаторно-курортному лечению считает убытками, поскольку истец не получила выгоду из расчета стоимости путевки по вышеназванным расценкам. Незаконное непредоставление путевки вызвало ухудшение состояния здоровья истца и повлекло моральные и нравственные переживания. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Московского областного регионального фонда социального страхования РФ по доверенности Степанова Н.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что 27 августа 2008 г. истец обратился в 34 филиал ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» как инвалид по общему заболеванию. Шуклина А.С. была поставлена на учет для получения путевки, ей был присвоен порядковый номер 722. На 2008 год было выделено всего 649 путевок, в связи с чем Шуклина А.С. обеспечена путевкой в санаторий не была. В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864, Фонд социального страхования производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, выделенных на соответствующий квартал. В соответствии с указанными выше Правилами приобретение путевок осуществляется Фондом социального страхования за счет выделенных из федерального бюджета средств и в их пределах. В пределах выделенных средств обеспечить всех подавших заявления путевками, в том числе истца, не представилось возможным. Пояснила, что граждане, состоящие на учете и не получившие путевки в 2008 году, обеспечиваются ими в 2009 году в порядке очередности. Для получения путевки в 2009 году Шуклина А.С. должна была до 01 декабря 2008 г. подать соответствующее заявление на 2009 г., но этого не сделала. Шуклиной А.С., как состоящей на учете в прошлом году, в сентябре 2009 г. было предложено представить медицинскую справку для получения путевки в санаторий «Фазатрон» осенью 2009 г., но истец отказалась от этого предложения. Просила в иске отказать.

Третье лицо - Министерство финансов РФ – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд полагает возможным, с учетом ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов РФ, против чего лица, участвующие в деле, не возражали.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Шуклиной А.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шуклина А.С. является инвалидом 3 группы 1 степени ограничения трудоспособности (л.д.6).

Установлено, что 27 августа 2008 г. Шуклина А.С. обратилась в ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением о выделении санаторно-курортной путевки как инвалиду для лечения заболевания – нарушение обмена веществ, с приложением справки формы № 070/у-04 (л.д.38, 40).

Шуклина А.С. внесена в журнал регистрации заявлений от льготных категорий граждан для получения санаторно-курортных путевок, порядковый номер 722 (л.д.39, 42).

Из пояснений представителя истца следует, а ответчиком не оспаривается, что путевка в 2008 г. истцу не была предоставлена.

Истец, обращаясь в суд, указывает, что действия филиала № 34 ГУ МОРО ФСС РФ, не предоставившего ей путевку на санаторно-курортное лечение в период с августа 2008 г. по август 2009 г., не соответствуют закону.

В соответствии с п.п.8 ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальны услуг имеют инвалиды.

В соответствии со ст. б.2 указанного закона, в состав предоставляемого набора социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В соответствии со ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31декабря текущего года. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328, набор социальных услуг предоставляется гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Ведение Федерального регистра лиц осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864? финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования (п.4).

В соответствии с п.п.20-21 указанных выше Правил финансирования расходов... исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляются в Фонд бюджетную заявку на финансирование расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд в международном транспорте к месту лечения и обратно, а Фонд социального страхования сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал.

Судом установлено, что Шуклина А.С. справку для получении санаторно-курортного лечения получила 01 июля 2008 г. (л.д.40), с заявлением о предоставлении путевки как инвалиду истец обратилась в 34 филиал ГУ МОРО ФСС РФ 27 августа 2008 г. (л.д.38) и в этот же день была поставлена на очередь на получение санаторно-курортной путевки, порядковый номер (л.д.39).

Судом установлено, что государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению фонда социального страхования РФ за период с 01 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. было выделено 649 путевок (л.д.50-51).

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку Шуклина А.С. обратилась с заявлением о предоставлении путевки 27 августа 2008 г. и была поставлена в очередь под номером в пределах выделенных ГУ МОРО ФСС РФ средств путевка ей не могла быть предоставлена ввиду недостаточности путевок.

Пунктом 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Суд учитывает, что согласно п. 3.6 Порядка…, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в ЛПУ по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256. Срок действия указанной справки – 6 месяцев.

С учетом изложенного, а также с учетом положений ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» о периоде предоставления гражданам социальных услуг (календарный год), в 2009 г. у ГУ МОРО ФСС РФ отсутствовали основания для предоставления Шуклиной А.С. путевки на санаторно-курортное лечение.

С учетом изложенного, суд считает необоснованными требования истца о признании незаконными действий ГУ МОРО ФСС РФ, выразившихся в непредоставлении ей санаторно-курортной путевки в 2008 и 2009 г.

Истцом заявлены исковые требования о взыскании с филиала № 34 ГУ МОРО ФСС РФ стоимости санаторно-курортной путевки в размере 14206 руб.

Представитель истца пояснила в судебном заседании, что неполучение путевки истцом расценивается как убытки в виде упущенной выгоды.

С такими доводами суд не соглашается в связи со следующим.

Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение предусмотрено ФЗ «О государственной социальной помощи» и является государственной социальной помощью в виде набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Получение социальной помощи, хотя и имеющей материальное стоимостное выражение, не может расцениваться как доход либо выгода.

Кроме того, ни Федеральным законом от 17 июля 1999года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с положениями статьи6.3. Федерального закона от 17 июля 1999года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом1 части1 статьи6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом2 части1 статьи6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что на период 2008 - 2009года за Шуклиной А.С. сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска о взыскании денежной компенсации стоимости путевки.

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований Шуклиной А.С. о взыскании денежных средств в связи с неполучением санаторно-курортной путевки следует отказать.

Учитывая, что требования Шуклиной А.С. о компенсации морального вреда производны от требований об оспаривании действий отделения ФСС и взыскании убытков, удовлетворению они также не подлежат.

На основании выше изложенного и руководствуясь Федеральным законом «О государственной социальной помощи», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Шуклиной А.С. к Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования РФ об оспаривании действий, взыскании убытков и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.

Судья: