Дело № 2-2385/11г. ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 июля 2011 года Сергиево-Посадский городской суд в составе председательствующего судьи Шилиной Е.М., при секретаре судебного заседания Воробьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мининой А.А. к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области о прекращении права собственности и исключении записи из ЕГРП, установил: ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Сергиево-Посадского района и Мининой А.А. был заключен договор аренды земельного участка № в соответствии с которым Мининой А.А. был предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, относящихся к ведению Администрации Сергиево-Посадского района Московской области, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м ( л.д.8-9). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданному МОРП собственником земельного участка является Российская Федерация ( л.д. 18). Минина А.А. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о прекращении права собственности и исключении записи из ЕГРП. В судебном заседании представитель Мининой А.А. по доверенности Крюкова А.В. исковые требования поддержала и пояснила, что истец является собственником хозяйственной постройки, расположенной по адресу: Московская область, Сергиево- Посадский район, Торгашинский сельский округ, дер. Власово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Указанное строение было выстроено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселений, которым истец пользуется на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области. Пояснила, что истец обратилась к ответчику с заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность, в чем ей было оказано, поскольку при проведении правовой экспертизы представленных документах выявлено, что правообладателем земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Пояснила, что считает отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области неправомерным, поскольку в нем нет ссылки на норму закона, которая позволила бы утверждать, что данный земельный участок когда-либо находился в ведении (собственности) Российской Федерации, т.к. на указанном земельном участке расположена принадлежащее ей строение. Просила суд прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить запись в ЕГРП о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Представитель ответчика - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем суд, руководствуясь ст.233-237 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного судопроизводства. Представитель истца против этого не возражала. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, суду доверяет. Представитель третьего лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности Терешкова Д.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Сергиево-Посадского района и Мининой А.А. был заключен договор аренды земельного участка № в соответствии с которым Мининой А.А. был предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, относящихся к ведению Администрации Сергиево-Посадского района Московской области, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> ( л.д.8-9). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданному МОРП собственником земельного участка является Российская Федерация, о чем в ЕГРП произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ за № ( л.д. 18). Минина А.А. является собственником хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 17). Минина А.А. обратилась в Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Письмом Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Мининой А.А. было отказано в предоставлении в собственность указанного выше земельного участка, поскольку при проведении правовой экспертизы представленных документов в управлении правового обеспечения Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области было выявлено, что правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация, что следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № Обратившись в суд с иском к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области, Минина А.А. просит прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить запись в ЕГРП о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРП, свидетельством о государственной регистрации права от 11 декабря 2003г. правообладателем земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> является Российская Федерация (л.д.18). Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными государственными полномочиями (статьи 12, 132 Конституции Российской Федерации). На основании ст. 16 ФЗ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. В соответствии со ст. 30.1 ФЗ № государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу ст.ст. 9, 13, 17 ФЗ № орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Как установлено судом, доказательств внесения спорного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>положенный по адресу: <данные изъяты>. реестре прав на недвижимое имуществр и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ кв.м. в реестр федеральной собственности, отнесения указанного участка к исключительной собственности Российской Федерации, доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке, Управлением Росреестра, ТУ Росимущества по Московской области не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют. По смыслу абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия государственного регистратора по регистрации права и внесения записи о регистрации права собственности за Российской Федерацией на спорный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м противоречат п. 1 ст. 16, ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Документы, являющиеся основанием для регистрации права собственности за РФ на спорный земельный участок, в Сергиево-Посадский отдел Управления Московской областной регистрационной палаты не поступали, поскольку право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок регистрировалось лишь на основании письма начальника управления Администрации Сергиево-Посадского района Ермохина И.Л. без каких-либо документов. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что зарегистрированное право на спорный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. за Российской Федерацией подледжит прекрашщению, в связи с чем, соответствующая запись о регистрации права собственности на него за РФ подлежит аннулированию. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.34,56,194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Мининой А.А. к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области о прекращении права собственности и исключении записи из ЕГРП удовлетворить. Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить запись в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области вправе подать в Сергиево- Посадский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ей копии решения суда. Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Сергиево-Посадский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области заявления об отмене решения, а если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Е.М. Шилина <данные изъяты> <данные изъяты>