Об обязании включить в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сергач ****** 2011 года

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Захаров С.М.,

с участием помощника прокурора Сергачского района Нижегородской области Телина П.В.,

при секретаре Кузнецовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту прав и законных интересов Рожкова Г.Н. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сергачского района Нижегородской области, в защиту прав и законных интересов Рожкова Г.Н., обратился в суд с иском к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В обоснование заявленного иска прокурор Сергачского района Нижегородской области указал, что прокуратурой Сергачского района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Рожкова Г.Н. Проверкой установлено, что Рожков Г.Н. является участником Великой Отечественной Войны, серия *****, дата выдачи ***.1984. **.2011 Рожков Г.Н., обратился в Администрацию Сергачского муниципального района по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Рожкову Г.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано, на основании того, что общая площадь жилого помещения более учетной нормы на одного человека. Согласно письма заместителя министра социальной политики Нижегородской области признано необоснованным включение в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах», в том числе Рожкова Г.Н., т.к. общая площадь больше учетной нормы, прописан с внуком в доме площадью ** кв.м., дом подарен внуку в 2004 году. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1)       не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)         являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)      проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)         являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно справки от **.2011 года № ***, выданной Администрацией г. **** Сергачского муниципального района Нижегородской области в жилом доме, расположенном по адресу: ******, проживают внук – Н., и правнук Е. В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). Рожков Г.Н. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: ******, на основании договора краткосрочного найма жилого помещения от **.2011 года, заключенного между собственником жилого помещения Н. и Рожковым Г.Н. Регулярно вносит платежи за квартиру в размере *** рублей. Согласно объяснениям Н. своего дедушку Рожкова Г.Н. он членом семьи не считает, уходом за ним не занимается. Уходом занимается В. по направлению от местного Пенсионного Фонда РФ. При таких обстоятельствах участник Великой Отечественной войны Рожков Г.Н. не может быть признан членом семьи нанимателя Н., так как у Н. имеется другая, своя семья, жена, сын. Следовательно, Рожков Г.Н. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **.2011 № ****** Рожков Г.Н. в собственности жилого помещения не имеет. В соответствии с требованиями Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30). Согласно требованиям Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение меры государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий, за счет средств федерального бюджета. Согласно требованиям части 1, 3 ст. 15. Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Законом Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-3 (ред. от 04.03.2011) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (принят постановлением ЗС НО от 25.09.2008 № 1221 -IV) (Далее Закон) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений: по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны (ст. 2 п. 3 Закона). Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является министерство социальной политики Нижегородской области (ст. 3 Закона). Реализация мер социальной поддержки ветеранов является важнейшим направлением государственной политики. В соответствии с п. 4.2 и 4.3. Постановление Правительства Нижегородской области от 24.03.2010"№ 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем - отдельных категорий граждан в Нижегородской области», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) формируют списки граждан:

а) вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

б) вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и абзацем пятым статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4.2 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение 30 рабочих дней с момента представления списков органами местного самоуправления. В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения- права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Прокурор Сергачского района Нижегородской области просит суд признать Рожкова Г.Н. нуждающимся в жилом помещении с **** 2011 года и обязать Администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области поставить на учет Рожкова Г.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении с *** 2011 года.

Определением от ***.2011 года суд принял от прокурора Сергачского района Нижегородской области частичный отказ от иска к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», по пункту № 2 исковых требований в части обязания Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области поставить на учет Рожкова Г.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** 2011 года, так как отсутствует предмет спора, производство по делу, по пункту № 2 исковых требований, - прекращено.

Определением от ***.2011 года суд исключил Администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области из ответчиков по данному делу и привлек по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Сергачского района Нижегородской области Телин П.В. полностью поддержал исковое заявление и просит суд признать Рожкова Г.Н., как ветерана и участника Великой Отечественной войны, нуждающимся в жилом помещении с **** 2011 года, другого своего жилья у Рожкова Г.Н. нет. Просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана Великой Отечественной войны Рожкова Г.Н. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Истец Рожков Г.Н. в судебном заседании поддержал измененный иск и просил суд удовлетворить его в полном объеме. Просит суд признать Рожкова Г.Н., как ветерана и участника Великой Отечественной войны, нуждающимся в жилом помещении с **** 2011 года, он свой дом продал **** 2004 года Н., другого жилья у него нет. У Н. своя семья: жена, ребенок. За пенсионером ухаживает работник из местного пенсионного фонда. Он заключил с Н. договор краткосрочного найма жилого помещения на 2011 года. Просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана и участника Великой Отечественной войны Рожкова Г.Н. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Через 5 лет после того как он продал свой дом Н., он имеет право встать официально на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с законом.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области А. в судебном заседании не признала исковые требования Рожкова Г.Н. и пояснила, что Рожков Г.Н. не доказал свою нуждаемость в улучшении жилищных условий, что обеспеченность жилой площадью на 1 человека составляет *** кв.м. и является больше учетной нормы; что доказательств, что Рожков Г.Н. не является членом семьи собственников дома (внука) не представлено, у Министерства отсутствуют правовые основания для включения Рожкова Г.Н., как ветерана Великой Отечественной войны, в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; что денежные средства предусмотрены и должны выделяться Министерством регионального развития Российской Федерации. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту прав и законных интересов Рожкова Г.Н., к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить Рожкова Г.Н., в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области К. в судебном заседании пояснила, что Распоряжением Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области № *** от **.2011 года Рожков Г.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **.2011 года, с данной очереди он не снят до сего времени. При принятии решения по данному иску она полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство регионального развития Российской Федерации не явился в судебное заседание, судом был извещен о дате, о времени, о месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что порядок принятия на учет и снятия с учета установлены ЖК РФ. При этом Минрегион России не наделен полномочиями давать правовую оценку действиям должностных лиц, нормативно правовым актам, принимаемым государственными органами РФ, органами местного самоуправления, а также совершать какие-либо действия, направленные на отмену или изменение данных актов или принимаемых решений. Согласно нормам ЖК РФ, ФЗ «О ветеранах», Положению о Минрегионе России в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилья и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями ФЗ «О ветеранах». Нижегородской области Минрегионом России перечислена субвенция в размере ***** рублей. Минрегион России свои обязательства исполнил в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство финансов Российской Федерации не явился в судебное заседание, судом был извещен о дате, о времени, о месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора Сергачского района Нижегородской области Телина П.В., истца Рожкова Г.Н., представителя ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области А., представителя третьего лица Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области К, свидетелей Н., С., суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту прав и законных интересов Рожкова Г.Н., к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить Рожкова Г.Н. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обоснованные и подлежат полному удовлетворению.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В судебном заседании установлено, что Рожков Г.Н. является ветераном Великой Отечественной войны, данное обстоятельство подтверждается удостоверением (л.д. **).

В судебном заседании установлено, что Рожков Г.Н. ранее являлся собственником дома (л.д. **) и земельного участка по адресу: ******. Согласно договора продажи жилого дома, имеющего общую площадь ** кв.м. и земельного участка, общей площадью *** кв.м., Рожков Г.Н. продал, а его внук Н. купил данный одноэтажный шлаковый жилой дом по цене **** р. и земельный участок по цене **** р., на общую сумму **** рублей, а также хозяйственно бытовые постройки: шлаковый сарай, шлаковую баню по договору продажи жилого дома и земельного участка от **** 2004 года по адресу: ***** (л.д. ***). Рожков Г.Н. перестал быть собственником одноэтажного шлакового дома № ****** с ***.2004 года. С Рожковым Г.Н. Н. на 2011 год заключил договор краткосрочного найма жилого помещения от *** 2011 года с оплатой ежемесячно за коммунальные услуги в размере **** рублей. Н. выделил в найм Рожкову Г.Н. одну комнату размером **** кв.м. в доме (л.д. ***), данное обстоятельство подтверждает и Рожков Г.Н.

Установлено, что в пункте № ** вышеуказанного договора закреплено сторонами, что в этом жилом доме на момент подписания договора проживает «Продавец» недвижимости, иных лиц проживающих в данном жилом домее и имеющих право пользования этим жилым домом в соответствии со ст. 292 ГК РФ после его приобретения «Покупателем» не зарегистрировано, что подтверждается выпиской от ***.2004 года, выданной паспортно-визовой службой Сергачского РОВД Нижегородской области. «Продавец» сохраняет право пользования и право проживания в данном жилом доме после его приобретения «Покупателем», данный договор с условием не противоречит требованиям текущего гражданского и жилищного законодательства (л.д. **).

Согласно ст. 31 ч. 7 ЖК РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

Установлено, что новый собственник дома Н. сохранил за «Продавцом» Рожковым Г.Н. право пользования всем жилым помещением дома на срок до **** 2011 года по договору краткосрочного найма жилого помещения заключенного сторонами ****.2011 года, так как у его деда Рожкова Г.Н. недостаточно средств для приобретения другого жилья, а другого жилья у деда нет (л.д. **). Предметом договора, согласно п. 1.1., является то, что «Наймодатель» Н. передает «Нанимателю» Рожкову Г.Н. во временное пользование (в найм), а «Наниматель» получает изолированное жилое помещение (далее Недвижимость), представляющее собой: жилую комнату площадью ** кв.м., расположенную по адресу: ******, состоящее из 3-х комнат, общей площадью ** кв.м., жилой площадью ** кв.м., кухня ** кв.м., на 1 этаже во временное возмездное владение и пользование для проживания (л.д. **). То обстоятельство, что Рожкову Г.Н. Н. предоставил в найм комнату площадью ** кв.м. подтверждает Рожков Г.Н. и свидетель Н.

Согласно ст. 153 ч. 1 и ч. 2 п.5 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникают у : … п.5 ) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно п. 4.1. вышеуказанного договора краткосрочного найма жилого помещения от **.2011 года плата за наем жилого помещения в месяц составляет у Рожкова Г.Н. рублевый эквивалент ** рублей (л.д. **). Согласно письменной расписки «Наймодатель» Н. получил от «Нанимателя» Рожкова Г.Н. за найм комнаты в доме № ***** по *** р. за месяц за период времени с **.2011 года по **.2011 года (л.д. **).

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и ораны местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: … п.2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений…

Согласно ст. 3 ч. 4 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как на основании и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Согласно ст. 10 ч. 1 п. 1 и п. 4 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: п.1) из договоров и иных сделок … п.4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом …

Согласно ст. 11 ч. 1 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища. Исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25. 40 Конституции РФ). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ЖК РФ, введенном в действие с 01 марта 2005 года.

В судебном заседании Рожков Г.Н. признал свою подпись, не отказался от своих подписей в следующих документах: в договоре краткосрочного найма жилого помещения от *** 2011 года, (л.д. ****); в заявлении в адрес Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма от **.2011 года (л.д. **); руководителю органа местного самоуправления о включении его в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ от 12 января 1995 года № 5 –ФЗ «О ветеранах», с условиями предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ознакомлен (л.д. **); в расписке (л.д. **); в заявлениях в Сергачский районный филиал учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области, а также в договоре продаже жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ******, от **** 2004 года (л.д. ***). Если они и различаются немного друг от друга, то он их ставил в разных условиях, а также необходимо учитывать его возраст, но все эти подписи он ставил лично и их он признает в судебном заседании.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

5)       не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

6)         являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

7)      проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

8)         являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно справки от **.2011 года № ***, выданной Администрацией г. ****а Сергачского муниципального района Нижегородской области в жилом доме, расположенном по адресу: ******, проживают внук - Н., и правнук Е.

В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения суд разрешает с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ).

В судебном заседании установлено, что новый собственник жилого дома Еремин Н.С. не является членом семьи Рожкова Г.Н.. Собственник жилого дома Н. предоставил не члену своей семьи Рожкову Г.Н. жилую комнату по договору краткосрочного найма жилого помещения от **.2011 года. Содержание волеизъявления собственника суд определил на основании объяснений сторон, показаний свидетелей Н., и С., письменных документов: договор краткосрочного найма жилого помещения от **.2011 года (л.д. **), расписки (л.д. **), заявления (л.д. **), заявления (л.д. **), свидетельства о государственной регистрации права (л.д. **), удостоверения Рожкова Г.Н. (л.д. **), Распоряжения Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области № ** от **.2011 года (л.д. **), справка (л.д. **), договор продажи жилого дома и земельного участка *** 2004 года Рожковым Г.Н. - Н. по адресу *****, акт передачи жилого дома и земельного участка (л.д. ***), и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Свидетель С. в судебном заседании пояснила, что к ней приходил за консультацией Н. по поводу своего деда, ветерана и участника Великой Отечественной войны, Рожкова Г.Н., который ему продал свой жилой дом и земельный участок в 2004 г. Со дня сделки и ухудшения своего жилищного положения у Рожкова Г.Н. прошло свыше 5 лет. Следовательно, гражданин Рожков Г.Н. может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Рожков Г.Н. уже был не собственником своего дома, он питался отдельно от Н., проживал в отдельной комнате в доме, оплачивал Н. ежемесячно коммунальные расходы, за дедом ухаживала женщина из местного пенсионного фонда. Рожков Г.Н. не был членом семьи Н. Она Н. разъяснила, чтобы ей были предоставлены следующие документы: паспорт Рожкова Г.Н.; удостоверение участника Великой Отечественной войны; справку из ФРС и из БТИ кто является собственником данного дома; справку о состоянии дома; справку либо акт о непригодности в проживании в данном доме, если имеются такие обстоятельства. Дом был продан Рожковым Г.Н. Н. в 2004 году. У Рожкова Г.Н. имеются основания нуждаться в улучшении своих жилищных условий, даже если сейчас общая площадь в доме свыше установленной нормы на 1 человека: дом не его, он проживает на условии найма, не является членом семьи Н., у которого уже имеется своя семья жена и ребенок. Поэтому в настоящее время Рожков Г.Н. Распоряжением Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области № ** от **.2011 года и был принят как гражданин на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

В судебном заседании установлено, что Рожков Г.Н. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: ***, на основании договора краткосрочного найма жилого помещения от **.2011 года, заключенного между собственником жилого помещения Н. и Рожковым Г.Н. Регулярно вносит платежи за квартиру в размере ***рублей. Согласно объяснениям свидетеля Н. своего дедушку Рожкова Г.Н. он членом своей семьи не считает, уходом за ним не занимается. Уходом занимается В. по направлению от местного Пенсионного Фонда РФ. При таких обстоятельствах участник Великой Отечественной войны Рожков Г.Н. не может быть признан в судебном порядке членом семьи нанимателя Н., так как у Н. имеется другая, своя семья: жена, сын (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Следовательно, участник и ветеран Великой Отечественной войны Рожков Г.Н. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно требованиям части 1, 3 ст. 15. Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Законом Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-3 (ред. от 04.03.2011) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (принят постановлением ЗС НО от 25.09.2008 № 1221 -IV) (Далее Закон) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений: по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны (ст. 2 п. 3 Закона). Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является министерство социальной политики Нижегородской области (ст. 3 Закона). Реализация мер социальной поддержки ветеранов является важнейшим направлением государственной политики. В соответствии с п. 4.2 и 4.3. Постановление Правительства Нижегородской области от 24.03.2010"№ 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем - отдельных категорий граждан в Нижегородской области», органы местного самоуправления • муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) формируют списки граждан. Установлено, что Рожков Г.Н. принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. **).

Суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту прав и законных интересов Рожкова Г.Н., к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить Рожкова Г.Н. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обоснованные и подлежат полному удовлетворению.

Доводы и возражения ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области суд признает необоснованными, не являющимися основаниями для отказа в удовлетворении иска.

Суд учитывает, что решение суда необходимо истцу Рожкову Г.Н. с целью признания его нуждающимся в жилом помещении с *** 2011 года и об обязании Министерства социальной политики Нижегородской области включить истца в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с федеральным законом «О ветеранах», без указания срока исполнения, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета для этих целей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту прав и законных интересов Рожкова Г.Н. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» – удовлетворить в полном объеме.

Признать Рожкова Г.Н., ветерана Великой Отечественной войны, нуждающимся в жилом помещении с **** 2011 года.

Обязать ответчика Министерство социальной политики Нижегородской области включить Рожкова Г.Н. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: ________________________________ Захаров С.М.

Решение вступило в законную силу.