О признании жилого помещения непригодным для проживания о признании нуждающейся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сергач ***** 2011 года

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе судьи Черновской Л.Н., с участием помощника прокурора Сергачского района Пулькиной Е.Е., при секретаре Колякиной О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. обратился в суд с иском обязать администрацию Сергачского муниципального района признать жилое помещение, расположенное по адресу: ******* непригодным для проживания, признать Белякову Н.И. нуждающейся в жилом помещении с **** 2010 г., поставить на учет Белякову Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении с **** 2010 г., обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Белякову Н.И. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Белякова Н.И. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает по адресу: ******.

**** 2010 г. она обратилась в администрацию Сергачского муниципального района с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. **** 2010 г. ей было отказано в принятии на учет, т.к. общая площадь жилого помещения Беляковой Н.И. составляет ** кв.м, что более учетной нормы на одного человека.

В соответствии с техническим заключением ООО «Р» жилой дом, в котором проживает Белякова Н.И., не пригоден для проживания. Таким образом, Белякова Н.И. проживает в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям и является нуждающейся в жилом помещении и должна быть обеспечена жильем вне очереди.

Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является Министерство социальной политики Нижегородской области. Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан в течение 30 дней с момента предоставления списков органами местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования и изложил окончательно в следующей редакции: поставить на учет Белякову Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении с **** 2010 г., включить Белякову Н.И. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Помощник прокурора Пулькина Е.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просит иск удовлетворить.

Истец Белякова Н.И. просит рассмотреть дело в ее отсутствии, иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Сергачского муниципального района М. иск не признает. Она пояснила суду, что Белякова Н.И. обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участник Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии от **.2010 г. ей было отказано в постановке на учет, т.к. общая площадь занимаемого ею жилого помещения ** кв.м, что более учетной нормы на одного члена семьи.

На момент подачи заявления документов, подтверждающих, что жилой дом не пригоден для проживания, у Беляковой Н.И. не имелось, заявление о признании жилого дома непригодным для проживания поступило в администрацию после отказа в постановке ее на учет.

В настоящее время на основании акта обследования № ** от **.11 г. и заключения № ** от **.2011 г. жилой дом, расположенный по адресу: ***** признан распоряжением администрации Сергачского муниципального района от **.2011г. № *** непригодным для проживания.

** 2011 г. Белякова Н.И. обратилась в администрацию Сергачского муниципального района с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии администрации Сергачского муниципального района от *** 2011 года Белякова Н.И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ распоряжением администрации Сергачского муниципального района от **.11 г. № *** Белякова Н.И. принята на учет с **.11 г.

Представитель ответчика считает, что Белякова Н.И. должна быть поставлена на учет с момента ее обращения с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в связи с непригодностью жилого дома для проживания, а не с момента первичного обращения.

Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области исковые требования не признает. В возражениях на иск указало, что отсутствует решение межведомственной комиссии при администрации Сергачского муниципального района о признании дома Беляковой Н.И. непригодным для проживания, истица не является нуждающейся в жилом помещении, а следовательно у нее отсутствует право на включение в сводный список граждан нуждающихся в жилом помещении.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика Правительство Нижегородской области, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, их представители в суд не явились, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению частично.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с распоряжением Администрации Сергачского муниципального района № *** от **.2011 г. жилой дом, расположенный по адресу: ******, в котором проживает Белякова Н.И., признан непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Белякова Н.И. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ***2011 г. Решением жилищной комиссии администрации Сергачского муниципального района от **** 2011 года Белякова Н.И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Распоряжением администрации Сергачского муниципального района от **.11 г. № **** Белякова Н.И. принята на учет с **.11 г.

Согласно ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Исходя из вышеназванных положений законодательства, жилое помещение считается непригодным для проживания с момента принятия такого решения органом местного самоуправления, а не с момента, когда оно фактически, по мнению истца, стало непригодным для проживания. Доказательством подтверждения жилого дома непригодным для проживания в силу положений ст.15 ЖК РФ является распоряжение органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Белякова Н.И. обращалась с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания в **** 2010 г. Заключением межведомственной комиссии дом не был признан непригодным для проживания. В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления. Однако, истица этим правом не воспользовалась. Доводы прокурора о постановке на учет Беляковой Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении с *** 2010 г. суд считает необоснованными, поскольку на эту дату жилой дом Беляковой Н.И. в установленном Законом порядке не был признан непригодным для проживания.

Согласно распоряжению администрации Сергачского муниципального района от **.2011 г. № *** жилой дом, расположенный по адресу: ***** признан непригодным для проживания. Истец Белякова Н.И. обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении **.11 г. Решением жилищной комиссии администрации Сергачского муниципального района от **.2011 г. Белякова Н.И. признана в качестве нуждающейся в жилом помещении и распоряжением администрации Сергачского муниципального района от **.2011 г. № *** принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, с *** 2011 г.

Согласно справке Управления социальной защиты населения Белякова Н.И. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. На основании ст.21 ФЗ «О ветеранах» члены семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. п.4.2, 4.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 N 148 "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области формируют списки граждан:

а) вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

Органы местного самоуправления формируют списки граждан, указанных в подпункте "а" пункта 4.2 настоящего Порядка и направляют их в министерство социальной политики Нижегородской области ежемесячно (по мере принятия на учет граждан) в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин был поставлен на учет.

Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в подпункте "а" пункта 4.2 настоящего Порядка.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Исходя из изложенного, прокурор вправе был обратиться в защиту прав и законных интересов Беляковой Н.И.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 51, 52, 57 ЖК РФ, ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. - удовлетворить частично.

Поставить на учет Белякову Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с *** 2011 г.

Включить Белякову Н.И. в сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Л.Н.Черновская