О включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сергач хх декабря 2011г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего по делу судьи Гусева С.А.,

При секретаре Панкратовой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионова Г.Ю. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Родионов Г.Ю. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №хх от хх.09.2011г., включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязании назначения пенсии с хх.09.2011г.

В судебном заседании Родионов Г.Ю. и его представитель Сидорин П.Б. отказались от требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №хх от хх.09.2011г. и обязании назначения пенсии с хх.09.2011г., а также от требований о включении периода службы Родионова Г.Ю. с хх.10.1976г. по хх.09.1981г. в специальный стаж. Отказ принят судом, о чем вынесено определение.

Родионов Г.Ю. и его представитель Сидорин П.Б., в судебном заседании поддержали исковые требования об обязании УПФ РФ по Сергачскому району включить период работы Родионова Г.Ю. с хх.01.2005г. по хх.03.2007г. в должности начальника караула ххх-ПЧ в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Они пояснили, что хх.09.2011г. Родионов Г.Ю. обратился в Управление пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району Нижегородской области с заявлением о назначении льготной досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку считал, что его специальный стаж составляет 25 лет. Однако, ответчик отказал в назначении досрочной пенсии и исключил периоды работы с хх.01.2005 г. по хх.03.2007 г. в ххх пожарной части г. С. т.к. в результате реорганизации пожарной службы в этот период, пожарная часть не входила в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлась структурным подразделением противопожарной службы Нижегородской области.

Родионов Г.Ю. и его представитель считают, что ответчиком необоснованно исключен указанный период, т.к. с хх.01.2005 г. по хх.03.2007 г. Родионов Г.Ю. выполнял те же функции, связанные с тушением и ликвидацией пожаров, что и в предыдущие периоды работы в ПЧ-ххх.

На территории Нижегородской области реорганизация Государственной противопожарной службы МВД РФ осуществлялась следующим образом. С 01.01.2002г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ГПС МВД РФ была преобразована в ГПС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Весь личный состав пожарных частей Нижегородской области вошел в состав Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области. С 01.01.2005г., на основании Приказа МЧС РФ от 26.10.2004г. №487, Главное управление ГО И ЧС Нижегородской области, реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. В соответствии с приказом ГУ ГО и ЧС от 17.12.2004 г. № 657, ххх-ПЧ по охране г.С. передана в подчинение Главного управления МЧС РФ Нижегородской области. Следовательно, несмотря на наличие в спорный период времени двойной подчиненности, ххх - ПЧ г. С. структурно и функционально находилась в составе Главного управления МЧС России по Нижегородской области. В связи с чем, работа Родионова Г.Ю. с хх.01.2005 г. по хх.03.2007г. в ххх- ПЧ, в указанное время, подлежит включению в специальный стаж.

Из положения о ххх-ПЧ Главного управления МЧС РФ по Нижегородской области по охране С. района следует, что фактически с 01.01.2005г. пожарная часть находилась в подчинении как МЧС РФ по Нижегородской области, так и в подчинении Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

Структура и штат ххх-ПЧ утверждались приказом ГУ МЧС РФ по Нижегородской области, а нормативно-правовую базу части составляло не законодательство субъекта РФ, а Федеральные законы, иные правовые акты РФ, нормативные акты МЧС РФ. О том, что ххх-ПЧ являлась структурным подразделением федерального органа исполнительной власти - МЧС РФ, свидетельствует также и название части «ххх пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране г.С. С. района».

Истец и его представитель просят суд обязать Управление пенсионного фонда РФ по Сергачскому району Нижегородской области включить период работы Родионова Г.Ю. с хх.01.2005г. по хх.03.2007г. в должности начальника караула ххх-ПЧ в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель УПФ РФ по Сергачскому району Захватова Т.В. с предъявленным иском не согласилась и просит оставить его без удовлетворения. Она пояснила, что период работы истца с хх.01.2005г. по хх.03.2007г. не может быть включен в специальный стаж, т.к. в результате реорганизации пожарной службы, в этот период ххх-ПЧ не входила в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлась структурным подразделением противопожарной службы Нижегородской области. На момент обращения Родионова Г.Ю. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, у него имелось только 19 лет 1 мес. 18 дней специального стажа, а для назначения пенсии необходимо 25 лет.

Представитель третьего лица- Главного управления МЧС России по Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

Заслушав стороны, допросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему

Согласно ст.7 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп. 18 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании установлено, что хх.09.2011г. Родионов Г.Ю. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району Нижегородской области с заявлением о назначении льготной досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ, поскольку считал, что его специальный стаж составляет 25 лет.

хх.09.2011г. ответчик отказал в назначении досрочной пенсии и исключил периоды работы Родионова Г.Ю. с хх.01.2005 г. по хх.03.2007 г. в ххх пожарной части г. С.. Как следует из решения УПФ РФ по Сергачскому району, в результате реорганизации пожарной службы в этот период, ххх-ПЧ не входила в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлась структурным подразделением противопожарной службы Нижегородской области. Комиссией определено, что у Родионова Г.Ю. имеется специального стажа работы в должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- 19 лет 1 месяц и 18 дней, а для назначения досрочной пенсии, необходимо 25 лет специального стажа (л.д.14-16).

Как следует из справки 27 отряда Федеральной противопожарной службы ГУ «Центр обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области», Родионов Г.Ю. с хх.01.1998г. по настоящее время работает в должности начальника караула ххх-ПЧ (л.д.21). Данный факт подтверждается и трудовой книжкой Родионова Г.Ю. (л.д.10-13).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Весь личный состав пожарных частей Нижегородской области вошел в состав Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (ГО и ЧС Нижегородской области). С 01.01.2005г., на основании Приказа МЧС РФ от 26.10.2004г. №487, Главное управление ГО И ЧС Нижегородской области, реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. В соответствии с приказом ГУ ГО и ЧС Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 657, с хх.01.2005г. ххх-ПЧ по охране г.С. передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Данные преобразования и реорганизация указаны в трудовой книжке Родионова Г.Ю. (л.д.11-13).

Доводы ответчика о том, что в оспариваемый период, ххх-ПЧ не входила в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлась структурным подразделением противопожарной службы Нижегородской области, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Как следует из приказа начальника ххх-ПЧ по охране г.С. С. района Нижегородской области от 11.01.2005г., данная пожарная часть являлась структурным подразделением Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области. Как следует из штатной расстановки, Родионов Г.Ю. являлся начальником караула (л.д.48-50).

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ, Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.5 Закона, Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.10 указанного Закона, финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные из них: нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представителем ответчика не представлено доказательств того, что ххх-ПЧ была создана органом государственной власти Нижегородской области или передана в подчинение противопожарной службе Нижегородской области. Не представлено также доказательств, что создавались органы управления пожарной охраны, содержащиеся за счет средств бюджета Нижегородской области, которым бы подчинялась ххх-ПЧ и финансирование данной части осуществлялось из бюджета Нижегородской области.

Наоборот, в судебном заседании установлено, что ххх-ПЧ всегда находилась в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и являлась его структурным подразделением. Данный факт подтверждается тем, что структура и штат ххх-ПЧ утверждались приказом ГУ МЧС РФ по Нижегородской области, а нормативно-правовую базу части составляло не законодательство субъекта РФ, а Федеральные законы, иные правовые акты РФ, нормативные акты МЧС РФ.

Как показал в судебном заседании свидетель А., он работает в ххх-ПЧ с 1981г. по настоящее время. В 2006г. он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Сергачскому району и ему была назначена досрочная трудовая пенсия в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ. В его специальный стаж вошел период 2005 и 2006г. Отказа в назначении пенсии не было и пенсию он получает с 2006г. Таким образом, лица, выполняющие одну и ту же работу, оказались поставленными в разные условия. Данный свидетель также показал, что ххх-ПЧ всегда находилась в составе МЧС России и подчинялась Главному Управлению МЧС России по Нижегородской области. По распоряжению ГУ МЧС России, работников ххх-ПЧ направляли для тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за пределы Сергачского района.

Как следует из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

Оценивая все обстоятельства и представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что требование Родионова Г.Ю. о включении периода работы с хх.01.2005г. по хх.03.2007г. в должности начальника караула ххх-ПЧ в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, подлежит удовлетворению.

В противном случае, это создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Родионова Г.Ю. –удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сергачскому району Нижегородской области включить период работы Родионова Г.Ю. с хх.01.2005г. по хх.03.2007г. в должности начальника караула ххх-ПЧ в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.

Решение вступило в законную силу.