Дело №2-6
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сергач 11 января 2012г.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Гусева С.А.,
С участием ст.пом. прокурора Сергачского района Нижегородской области Телина П.В.,
При секретаре Панкратовой И.Л.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Нижегородской области о признании права собственности Нижегородской области на скотомогильники расположенные по адресу: Нижегородская область, Сергачский район, с.Луговое, с.Пица, с. Старая Березовка, с. Мигино, с.Кочко-Пожарки, с.Андреевка и с.Николаевка, включении их в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и принятии мер по надлежащему содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сергачского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нижегородский районный суд г.Н-Новгорода с исками к Правительству Нижегородской области об обязании включить скотомогильники расположенные по адресу: Нижегородская область, Сергачский район, с.Луговое, с.Пица, с. Старая Березовка, с. Мигино, с.Кочко-Пожарки, с.Андреевка и с.Николаевка в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и принятии мер по надлежащему содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм.
Дела были переданы по подсудности в Сергачский районный суд Нижегородской области.
Указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела, прокурор Сергачского района уточнил исковые требования. Просит признать право собственности Нижегородской области на скотомогильники расположенные по адресу: Нижегородская область, Сергачский район, с.Луговое, с.Пица, с. Старая Березовка, с. Мигино, с.Кочко-Пожарки, с.Андреевка и с.Николаевка, включить их в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и принять меры по надлежащему содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал исковые требования и пояснил, что прокуратурой Сергачского района, с привлечением специалистов Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, проведена проверка исполнения законов при эксплуатации сибиреязвенных скотомогильников расположенных по адресу: Нижегородская область, Сергачский район с.Луговое, с.Пица, с. Старая Березовка, с. Мигино, с.Кочко-Пожарки, с.Андреевка и с.Николаевка.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, а именно требований Ветеринарно-санитарных правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Так в нарушение п. 5.6. Правил, территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров, с въездными воротами.
Также установлено, что скотомогильники не имеют владельца.
В силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают РФ и субъекты РФ. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г.N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.101999г. № 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривает.
Нахождение на территории Сергачского района бесхозных скотомогильников, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных норм, может негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, что недопустимо.
Представитель ответчика- Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Как следует из возражений на исковые требования прокурора, с иском не согласны и просят в удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица- Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом. Как следует из возражений, с иском не согласны.
Представитель третьего лица- министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. С исковыми требованиями не согласны.
Представитель третьего лица- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом. Причины неявки неизвестны.
Представитель третьего лица администрации Сергачского муниципального района Лаврентьева Н.В. относит решение по иску прокурора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц: администрации Камкинского, Лопатинского, Староберезовского, Андреевского, Кочко-Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района в судебное заседание не явились. Имеются заявления о рассмотрении дел в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сергачского района, с привлечением специалистов Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, проведена проверка исполнения законов при эксплуатации сибиреязвенных скотомогильников расположенных по адресу: Нижегородская область, Сергачский район с.Луговое, с.Пица, с. Старая Березовка, с. Мигино, с.Кочко-Пожарки, с.Андреевка и с.Николаевка.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, а именно требований Ветеринарно-санитарных правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.
В целях устранения выявленных нарушений, прокурор Сергачского района Нижегородской области, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Нижегородской области о признании права собственности Нижегородской области на указанные скотомогильники, включении их в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и обязании ответчика принять меры по надлежащему содержанию указанных скотомогильников, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Из указанных норм следует, что содержание скотомогильников в надлежащем состоянии, возлагаются на их собственников, которыми могут быть Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривает.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, областей и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность … областей, на основании предложений их Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Согласно ст.4 закона Нижегородской области от 08.05.2003г. №31-З «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области», собственность области формируется:
в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами;
в результате передачи имущества из федеральной или муниципальной собственности в собственность области;
в результате зачисления налогов и иных платежей в областной бюджет;
в результате приобретения имущества в порядке и на основаниях, не запрещенных законодательством;
путем получения продукции, плодов и иных доходов от использования собственности области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором о результатах использования объектов собственности (плодах, продукции, доходах);
по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Порядок передачи федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.11 ст.154 указанного Закона, решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Как установлено в судебном заседании, решений о передаче скотомогильников из федеральной собственности в собственность Нижегородской области, соответствующим федеральным органом исполнительной власти, не принималось. Следовательно, до настоящего времени, скотомогильники находятся в федеральной собственности. Доводы, изложенные в исковом заявлении о том, что скотомогильники являются безхозяйными- несостоятельны.
Согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника. Судом установлено, что собственником скотомогильников является Российская Федерация. Следовательно, за содержание скотомогильников должна отвечать Российская Федерация.
Оценивая все обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сергачского района удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Нижегородской области о признании права собственности Нижегородской области на скотомогильники расположенные по адресу: Нижегородская область, Сергачский район, с.Луговое, с.Пица, с. Старая Березовка, с. Мигино, с.Кочко-Пожарки, с.Андреевка и с.Николаевка, включении их в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и принятии мер по надлежащему содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 30 дней, со дня принятия в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.
Судья: Гусев С.А.