Jб устранении нарушения права пользования жилым домом



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сергач хх апреля 2012г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего по делу судьи Гусева С.А.,

При секретаре Кузнецовой К.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Опариной А.П. к Правительству Нижегородской области об устранении нарушений права пользования жилым домом,

УСТАНОВИЛ:

Опарина А.П. обратилась в Сергачский районный суд с иском к ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» об устранении нарушений права пользования жилым домом.

С согласия истца, судом был заменен ответчик. В качестве ответчика по заявленным требованиям, было привлечено Правительство Нижегородской области.

Истец Опарина А.П. и ее представитель Тартов М.В. в судебном заседании поддержали исковые требования и пояснили, что Опарина А.П. является собственником жилого дома расположенного по адресу: (адрес).

Жилой дом расположен на расстоянии около 14 метров от бровки проезжей части трассы Работки-Порецкое, находящейся в ведении Государственного учреждения «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области». Владельцем дороги является Нижегородская область.

Близкое расположение жилого дома к проезжей части трассы, влечет превышение уровня шума в данном жилом доме, относительно допустимых значений, установленных СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий на территории жилой застройки».

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом № 67 от 05.09.2008г. измерения уровня шума.

Согласно Протокола № 71/1 замера уровня вибраций, от 13.11.2009г., уровень вибраций в принадлежащем Опариной А.П. жилом доме, соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Данный факт подтверждается и заключением судебной строительно-технической экспертизы №126 СТЭ-11 от 26.01.2012г., выполненной ООО НПО «Эксперт Союз».

Согласно рекомендаций по снижению уровня шума в жилом помещении, выработанными ОАО «ЭКОЦЕНТР», уровень шума не соответствует требованиям СН 2.2.4./2.1.8.562-96. Для устранения данного несоответствия необходимо оборудование дома оконными блоками из поливинилхлорида с двухкамерными стеклопакетами общестроительного назначения и облицовка стен жилого дома звукопоглощающим материалом.

Как следует из заключения экспертизы, имеется превышение норм шума в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Для уменьшения уровня шума, необходимо облицевать дом звукопоглощающими материалами и заменить окна. Облицовку необходимо выполнить на фасаде, выходящем на дорогу полностью, а выходящем на участок, облицевать только стену жилой комнаты. Необходимо дом обшить минватой толщиной 50 мм марки «Ursa», закрыть ее пароизоляционной пленкой и покрыть виниловым сайдингом. Необходимо также установить окна из профилей ПВХ с глухими стеклопакетами. Стоимость реконструкции дома составляет 88617 рублей.

Истец требует обязать Правительство Нижегородской области устранить за свой счет препятствия в пользовании, принадлежащем ей жилым домом по адресу: (адрес), а именно: взыскать Правительства Нижегородской области 88 617 рублей, необходимых для проведения ремонта и реконструкции дома с целью устранения превышения норм шума.

Представитель ответчика- Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Как следует из возражений ответчика, исковые требования не признаются. Правительство Нижегородской области считает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-3 «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области» от имени области права собственника по владению, пользованию и распоряжению собственностью области осуществляют Законодательное Собрание области и Правительство области в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 38 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области - высший исполнительный орган государственной власти области, является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство Нижегородской области в целях оптимизации работы по реализации задач, возложенных на него как на высший орган исполнительной власти, формирует министерства и иные органы исполнительной власти.

К полномочиям Правительства Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится обеспечение осуществления дорожной деятельности. Федеральный закон № 257-ФЗ устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации данных полномочий, Правительство Нижегородской области определяет уполномоченный дорожный орган на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения, соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 7 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» к полномочиям дорожного органа относится оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; а также проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом, согласно Уставу, утвержденному приказом министерства строительства Нижегородской области от 27.12.2010 № 65/од, является Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области».

В соответствии со статьей 11 ГК РФ и статьей 3 ГПК РФ судами осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Однако, в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 131, статьи 56 ГПК РФ в исковом заявлении не заявлено требований к Правительству Нижегородской области, не доказано невыполнение каких конкретно требований закона и каких конкретно обязанностей Правительством Нижегородской области привело к нарушению права истца на пользование жилым домом, а также не представлено доказательств нарушения, непосредственно Правительством Нижегородской области, каких-либо прав или законных интересов истца и, следовательно, наличия именно у Правительства Нижегородской области обязанности совершить требуемые действия.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Согласно статье 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

вследствие причинения вреда другому лицу;

вследствие неосновательного обогащения;

вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истцом должно быть приведено непосредственное основание возникновения именно у Правительства Нижегородской области обязанности совершить требуемые действия.

Представитель третьего лица- ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия. С исковыми требованиями не согласны. Дорога 22 ОП РЗ 22 К-0162 Работки-Порецкое находится в оперативном управлении ГКУ НО «ГУАД».

Согласно отзыва на исковые требования, ст.3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г. автомобильная дорога- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильная дорога, являясь объектом недвижимости, не создает шумов и вибраций, она лишь предназначена для движения транспортных средств, которые, в свою очередь, в силу своих функциональных свойств, способны создавать и шум и вибрацию. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами замеров уровня шума и вибрации. В протоколах указан источник шума и вибрации- автотранспорт, характер- непостоянный. Каждое конкретное транспортное средство издающее шум и вибрацию, причиняющую вред истцу, имеет конкретного собственника. Автомобильная дорога не может быть источником шума и вибрации.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Сергачском, Пильнинском, Краснооктябрьском, Сеченовском районах в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом.

Как следует из отзыва на исковые требования по делу, 13.11.2009г. были произведены замеры уровня шума и вибрации в жилом доме, принадлежащем истцу. Уровень эквивалентного звука в жилой комнате составляет 52 дБА, при допустимом уровне 40 дБА. Уровень максимального звука составляет 68 дБА пр допустимом уровне 55 дБА, что не соответствует п.6.3 СП 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки». О несоответствии уровней шума в жилом доме Опариной А.П., в адрес ГУ «Главное Управление автомобильных дорог Нижегородской области» было направлено письмо с предложением, обеспечить оптимальные условия проживания Опариной А.П. в жилом доме. Согласно заключения экспертной комиссии «Экоцентра», рекомендовано стены дома облицевать звукопоглощающим материалом и использовать оконные блоки из поливинилхлоридных профилей с двухкамерными стеклопакетами общестроительного назначения (л.д.47-48).

Заслушав истца, ее представителя и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что дом (адрес) был построен родителями истца в 1961 году (л.д.131). Общая площадь дома составляет 30,3 кв.м, жилая- 16,4 кв.м (л.д.11). Владельцем дома была мать истца- С., которая умерла в 2007г. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2008г. владельцем дома является Опарина А.П.- на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д.10).

Дом расположен вблизи автомобильной дороги регионального значения 22ОП РЗ 22К- 0162 Работки-Порецкое. Расстояние от бровки проезжей части дороги до дома составляет 14 метров (л.д.21).

Как установлено в судебном заседании автомобильная дорога регионального значения 22ОП РЗ 22К- 0162 Работки-Порецкое, была построена и введена в эксплуатацию 01 октября 1959г. (л.д.177). Проектная документация по строительству данного участка дороги, сторонами суду не представлена.

Опарина А.П., став владельцем дома и проживая в нем, считая, что уровень шума и вибрации в доме превышает допустимые нормы, обратилась в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Сергачском, Пильнинском, Краснооктябрьском, Сеченовском районах. Было проведено обследование дома с проведением замеров уровня шума и вибрации.

Как следует из протокола №71/1 от 13.11.2009г. эквивалентные корректировочные уровни виброускорения в доме соответствуют гигиеническим нормативам СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».

Согласно протокола замера уровней шума №71 от 13.11.2009г. уровень эквивалентного звука в жилой комнате составляет 52 дБА, при допустимом уровне 40 дБА. Уровень максимального звука составляет 68 дБА при допустимом уровне 55 дБА, что не соответствует п.6.3 СП 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки» (л.д.15).

О несоответствии уровней шума в жилом доме Опариной А.П., в адрес ГУ «Главное Управление автомобильных дорог Нижегородской области» было направлено письмо с предложением обеспечить оптимальные условия проживания Опариной А.П. в жилом доме (л.д.16,17).

По заказу ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» ОАО «Экоцентр» были разработаны рекомендации по снижению уровня шума в доме, принадлежащем истцу. Согласно данным рекомендациям №07 от 22.03.2010г., для снижения уровня шума в жилом доме, необходимо облицевать стены дома звукопоглощающим материалом, заменить существующие окна на окна из поливинилхлорида с двухкамерными стеклопакетами общестроительного назначения (л.д.20-23).

ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» Опариной А.П. были направлены указанные рекомендации (л.д.19).

Не согласная с тем, что мероприятия по снижению шума должны быть проведены за ее счет, Опарина А.П. обратилась в суд с иском об устранении, за счет ответчика, препятствий в пользовании принадлежащем ей жилом доме. Опарина А.П. требует взыскать с ответчика 88617 рублей, необходимых для проведения ремонта и реконструкции дома.

Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы, выполненной ООО НПО «Эксперт Союз» №126СТЭ-11 от 26.01.2012г., имеется превышение норм шума в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Эквивалентный уровень звука (звукового давления) в жилой комнате превышает нормативное значение на 7,6 ДБА, максимальный уровень звука в жилой комнате превышает нормативное значение на 1,7 дБА (л.д.101).

Для уменьшения уровня шума, необходимо облицевать дом звукопоглощающими материалами и заменить окна. Облицовку необходимо выполнить на фасаде, выходящем на дорогу полностью, а выходящем на участок, облицевать только стену жилой комнаты. Необходимо дом обшить минватой толщиной 50 мм марки «Ursa», закрыть ее пароизоляционной пленкой и покрыть виниловым сайдингом. Необходимо также установить окна из профилей ПВХ с глухими стеклопакетами. Стоимость реконструкции дома составляет 88617 рублей (л.д.102-103).

Как следует из Земельного кодекса РСФСР 1922г. и Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928г. земля являлась исключительной собственностью государства.

Согласно ст.54 Общих начал… землями специального назначения признаются земли, предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений и предприятий и общественных организаций для их специальных целей, не сельскохозяйственного характера (для надобностей транспорта, военных нужд, горных разработок, фабрик и заводов, школ, курортов и т.п.).

Согласно ст.55 Общих начал… земли специального назначения предоставляются в порядке законодательства Союза ССР (п. «б» ст. 2) и союзных республик, по принадлежности, находятся в ближайшем управлении соответствующих учреждений, предприятий и организаций и используются на основании особых положений об этих землях.

В 1968г. были приняты Основы земельного законодательства СССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 13.12.1968г., заменившие указанный выше нормативный акт.

Согласно ст. 3 Основ, земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование.

Согласно ст. 4 Основ, вся земля в СССР составляет единый государственный земельный фонд, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоит в т.ч. из земель населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта… и иного несельскохозяйственного назначения.

Согласно ст.10, предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Для строительства автомобильных дорог, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Согласно ст.20, государственный контроль за использованием всех земель, осуществляется Советами депутатов трудящихся, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Согласно ст.36, в пределах сельских населенных пунктов сельский Совет депутатов трудящихся осуществляет контроль за предоставлением всех земельных участков и принимает решения о предоставлении земельных участков из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий.

Согласно ст.37, гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки из земель населенных пунктов в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.

Согласно ст.38, землями промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта и т.п.).

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Порядок пользования землями промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.

Согласно п.1 Инструкции о порядке отвода и использования земель полосы отвода для автомобильных дорог, утвержденной Советом Министров РСФСР от 26.09.1962г. №1255, в зависимости от категории дороги устанавливается следующая максимальная ширина полосы отвода для автомобильных дорог 4 категории-19 метров, 5 категории -18 метров.

Согласно п.3, земли для автомобильных дорог отводятся дорожным органам и другим организациям, осуществляющим строительство и эксплуатацию дорог, как в постоянное, так и во временное пользование.

Согласно п.8, размеры и количество участков земель устанавливаются проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) дороги.

Согласно п.17, отвод земель дорожным органам и другим организациям, а также установление специальных зон производятся по их ходатайствам в установленном порядке.

Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно п.18 ст.5, классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 6, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Согласно Постановления Правительства Нижегородской области от 27.05.2008г. №207 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области», автомобильная дорога 22 ОП РЗ 22К-0162 Работки-Порецкое, которая проходит через с.Толба Сергачского района Нижегородской области, является собственностью Нижегородской области (л.д.122-124).

Согласно ст.24 Федерального закона № 257-ФЗ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.

Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 25 Закона, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

Как следует из приведенных выше нормативных актов, земли под строительство автомобильных дорог, выделялись государственными органами в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Сторонами не представлено проектной документации по участку, проходящему по с.Толба, указанной автомобильной дороги (л.д.80).

Земля для индивидуального жилищного строительства, в пределах сельских населенных пунктов, предоставлялась гражданам сельскими Советами депутатов трудящихся (народных депутатов). Данные органы, осуществляли контроль за предоставлением всех земельных участков на своей территории.

Как установлено в судебном заседании, автомобильная дорога Работки-Порецкое, была построена и введена в эксплуатацию 01 октября 1959 года (л.д.174,177), по решению бюро Горьковского обкома КПСС от 25.02.1959г, (л.д.199-200). Дом (адрес), принадлежащий в настоящее время Опариной А.П., был построен в 1961г. (л.д.131). Таким образом, нарушений при строительстве дороги быть не могло.

В момент строительства автомобильной дороги, существовал нормативный акт, определяющий категории дорог и устанавливающий ширину полосы отвода для автомобильных дорог- Постановление Совета Министров СССР от 22.02.1955г. №298. Данным Постановлением была определена максимальная ширина полосы отвода с учетом устройства проезжей части, земляного полотна, обочин и водоотводных сооружений. Для дорог 4 категории была определена ширина отвода- 19 метров, 5 категории- 18 метров. Однако, понятия придорожной полосы автомобильной дороги в тот момент не существовало.

Истцом не представлено документов по отводу земельного участка для строительства индивидуального жилого дома ее родителям и план (проект) застройки жилого дома.

В исковом заявлении, в протоколе замера уровней шума, в заключении строительно-технической экспертизы, имеются указания на нарушения СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.1.2.2645-10. Однако, применять современные требования СанПиН при рассмотрении данного гражданского дела невозможно, т.к. автомобильная дорога Работки-Порецкое была построена в 1959г. Таких требований, в момент строительства дороги, не существовало.

СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 36.

Как следует из п. 1.3 указанных правил, ссылки на требования санитарных норм должны быть учтены в Государственных стандартах и во всех нормативно-технических документах, регламентирующих планировочные, конструктивные, технологические, сертификационные, эксплуатационные требования к производственным объектам, жилым, общественным зданиям, технологическому, инженерному, санитарно-техническому оборудованию и машинам, транспортным средствам, бытовым приборам.

СанПиН 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15 августа 2010 года.

Согласно п.1.2 указанных правил, настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Согласно п.1.4 правил, санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п.2.1 правил, жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов.

Приведенные выше нормы СаНПиН относятся большей частью к строительству, реконструкции и эксплуатации жилых зданий и помещений.

Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Если исходить из современных требований по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, то ст.25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение жилых зданий и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания.

Таким образом, если бы в настоящее время истец захотела возвести на принадлежащем ей земельном участке жилой дом на том же расстоянии от проезжей части дороги, она бы разрешения на это не получила.

Автомобильная дорога Работки-Порецкое, была включена в собственность Нижегородской области в 2008г. Следовательно, ответственности за нарушения норм, при строительстве дороги, Правительство Нижегородской области нести не может.

Доводы истца о том, что автомобильная дорога, согласно проектной документации, не должна была проходить мимо ее дома, ничем не подтверждены.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих нарушения норм отвода земли под строительство автомобильной дороги, не представлено документов по отводу земельного участка для строительства индивидуального жилого дома родителям истца и план (проект) застройки жилого дома.

Оценивая все обстоятельства дела в совокупности, суд считает, что исковые требования Опариной А.П. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Опариной А.П. об устранении нарушений права пользования жилым домом - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.