О возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сергач ** мая 2012 года

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Черновская Л.Н., с участием ст.помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.,

при секретаре Колякиной О.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г.Сергача Нижегородской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории г.Сергача

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на администрацию г.Сергача обязанности организовать мероприятия по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории г.Сергача и ликвидировать свалку ТБО, расположенную в жилой зоне на ул. *****, общей площадью150 кв.м с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении в срок до ** октября 2012 г.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в марте-апреле текущего года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории г. Сергач Сергачского района Нижегородской области.

Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории г.Сергач Сергачского района Нижегородской области имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в жилой зоне на ул. ****, свалка занимает площадь около 150 кв.м, объем свалки около 50 куб.м.

Обследование территории, где расположена указанная свалка ТБО, показало, что отходы размещены на ул. ***, на склоне оврага, который пересечен плотиной (дорогой), соединяющей улицы *** и ****; расстояние от свалки ТБО до ул. *** составляет около 100 метров, до ул. *** – 10 метров. Овраг является водосбором р. ***, расстояние до которой составляет около 4 км.

Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, т.к. разрешительная документация на указанные свалки отсутствует, земельные участки под размещение данных свалок надлежащим образом не отведены. Отходы складируются на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом обследования территории, составленного специалистами Сергачского межрайотдела Минэкологии от **.03.2012 г. и фототаблицей.

На указанные места складирования отходов отсутствуют утвержденные проекты с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой строительство сооружений и иных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Кроме этого, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанных свалок, что является нарушением ст. 12 пп. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Однако администрация г. Сергач исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов в вышеуказанном месте не принято.

Таким образом, данная свалка являются экологически опасным объектом, складирование отходов в указанном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.96 г. N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.

В соответствии с п. 18 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на органы местного самоуправления поселений в области обращения с отходами возложены полномочия по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные по содержанию нормы содержатся в ст. 5 п. 19 Устава г. Сергача Сергачского района Нижегородской области.

Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровью населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированной свалки в указанном месте не создаст опасность причинения вреда в будущем.

В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Субботина Е.Н. исковые требования признает. Заявление о признании иска приобщено к материалам дело, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ истцу разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Б., представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области М. просят удовлетворить требования природоохранного прокурора.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Заявление о признании иска ответчиком приобщено к материалам дела, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ при признании иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку иск подтверждается доказательствами по делу: актом обследования территории от **.03.2012 г., фототаблицами.

Суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Сергача организовать мероприятия по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории г.Сергача и ликвидировать свалку ТБО, расположенную в жилой зоне на ул. *****, общей площадью 150 кв.м с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении в срок до ** октября 2012 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Л.Н.Черновская