РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Сергач хх.хх.2012 года Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Захаров С.М., при секретаре Кочневой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействие Администрации Сергачского района Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И., обратился с иском в суд к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействие Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей. В судебном заседании прокурор отказался от иска в части исковых требований по пункту № 1 и по пункту № 2 искового заявления к ответчику Администрации Сергачского района Нижегородской области в связи с тем, что Администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области выполнила свои обязательства по отношению к Беляковой Н.И. в досудебном порядке на уровне Сергачского муниципального района Нижегородской области. Определением от хх.хх.2012 года суд принял от прокурора Сергачского района Нижегородской области частичный отказ истца от иска к ответчику Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области по пункту № 1 о признании незаконным бездействие Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и по пункту № 2 о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей, производство по делу в этой части по пункту № 1 и по пункту № 2 исковых требований, - прекратил. В обосновании измененного искового заявления прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Беляковй Н.И. В ходе проведения проверки установлено, что Белякова Н.И., *** г.р. является женой умершего участника Великой Отечественной Войны, ставшего инвалидом, удостоверение № ***, выдано хх.хх.1973 года и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (Далее Федеральный закон «О ветеранах»). Согласно требованиям п. 4 части 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относиться обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Хх.хх.2011 года главой администрации Сергачского муниципального района вынесено распоряжение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Беляковой Натальи Ивановны. Хх.хх.2011 года Беляковой Н.И. подано заявление в орган местного самоуправления о включении в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном заявлении указано, что Белякова Н.И. претендует на выплату единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в том числе жилого дома. Решением Сергачского районного суда от хх.хх.2011 года Белякова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с требованиями Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в срок до 1 мая 2010 года. В соответствии с требованиями п. 3.1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Согласно требованиям Федерального закона «О ветеранах» ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение меры государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий, за счет средств федерального бюджета. Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-3 (ред. от 04.03.2011) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" (принят постановлением ЗС НО от 25.09.2008 N 1221-IV) (Далее Закон) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений: по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны (ст. 2 п. 3 Закона). Согласно части 1 ст. 4 Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является Министерство социальной политики Нижегородской области (ст. 3 Закона). В соответствии с требованиями Положения о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 г. N 148 Министерство социальной политики осуществляет следующие полномочия: по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области; по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов (п. 6.22, п. 3.). Реализация мер социальной поддержки ветеранов является важнейшим направлением государственной политики. В результате бездействия Министерства социальной политики Нижегородской области по не обеспечению мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья, права Беляковой Н.И. нарушены, она до настоящего времени проживает в жилом помещении, которое является аварийным и непригодным для проживания. В силу своего возраста и состояния здоровья Белякова Н.И. не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Просит суд удовлетворить измененное исковое заявление: признать незаконным бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области в части необеспечения Беляковой Н.И. мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья. Просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Беляковой Наталье Ивановне единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей в срок до хх.хх.2012 года. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области не явился в судебное заседание, исковые требования не признает. В возражениях на иск Министерство указало, что Распоряжением Правительства Нижегородской области от хх.хх.2012 года № ***, исходя из объема поступивших из федерального бюджета субвенций на обеспечение жильем граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом, утвержден список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома). В данный список включены граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 20.06.2011. Денежные средства распределены, дополнительных субвенций из федерального бюджета на указанные цели не поступало. Не предоставление Беляковой Н.И. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) обусловлено принятием Беляковой Н.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 20.06.2011, а также отсутствием средств федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов ВОВ. Единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) будет предоставлена Беляковой Н.И. при поступлении соответствующих денежных средств из федерального бюджета. Органы местного самоуправления осуществляют перечисление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций, либо продавцов жилых помещений (в том числе жилых домов) в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) договоров участия в долевом строительстве либо договоров купли-продажи, зарегистрированных в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, либо разрешения на строительство и документов, подтверждающих стоимость строительных работ (услуг) (договоров строительного подряда и актов приемки выполненных работ). Единовременная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) не выплачивается гражданам-получателям в натуре, а перечисляется на расчетные счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций, либо продавцов жилых помещений. Соответственно, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) не может быть выплачена непосредственно Беляковой Н.И., а равно не может быть взыскана в ее пользу в судебном порядке. Просит суд в удовлетворении данного иска отказать. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области Коновалова И.А. в открытом судебном заседании пояснила, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме. На районном уровне Администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области исполнила решение Сергачского районного суда Нижегородской области от хх.хх.2011 года по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И., к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политике Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Письмом № *** от хх.хх.2011 года Администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области довела до сведения Министерства социальной политики Нижегородской области о том, что в их адрес выслана копия учетного дела ветерана ВОВ, принятую в установленном порядке на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма – на Белякову Н.И., вдову участника ВОВ. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области Мартынова М.А. не явилась в судебное заседание, судом была извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, телефонограммой просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Управления Федерального казначейства по Нижегородской области судом был извещен надлежащим образом о дате, о месте и о времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении далее в его отсутствие. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Правительства Нижегородской области не явился в судебное заседание, судом был заранее и надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении далее в его отсутствие. Заслушав стороны, огласив и исследовав материалы дела, суд считает, что измененный иск прокурора, в интересах Беляковой Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области обоснованный, подлежит удовлетворению в полном объеме. К данному выводу суд приходит на основании следующего. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1 часть 1; статья 7 часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2). В судебном заседании установлено, что Белякова Н.И., *** г.р., является женой умершего участника ВОВ, (ставшего инвалидом), удостоверение № ***, выдано хх.хх.1973 г., и она имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в соответствии с требованиями ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В судебном заседании установлено, что Белякова Н.И. зарегистрирована и проживает по адресу: (адрес). Данный дом признан комиссионно непригодным к проживанию. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами. Нуждаемость истца Беляковой Н.И. в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается. Согласно распоряжения администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от хх.хх.2011 года № *** жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), признан непригодным для проживания. Истец Белякова Н.И. обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении хх.хх.2011 года. Решением жилищной комиссии администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от хх.хх.2011 года Белякова Н.И. признана в качестве нуждающейся в жилом помещении и распоряжением администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от хх.хх.2011 года № *** принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, с хх.хх.2011 года. Согласно справке Управления социальной защиты населения Белякова Н.И. является вдовой инвалида ВОВ. На основании ст. 21 ФЗ «О ветеранах» члены семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2. настоящего ФЗ. В соответствии со ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17, 18, 19, 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 4.2. ; п. 4.3. Постановления Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 года № 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области формируют список граждан: а) вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2. ФЗ от 12.01.1995 года № 5 –ФЗ «О ветеранах». Органы местного самоуправления формируют списки граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4.2. настоящего Порядка и направляют их в Министерство социальной политики Нижегородской области ежемесячно, по мере принятия на учет данных граждан, в срок до 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин был поставлен на учет. Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Порядка. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Исходя из изложенного, прокурор вправе был обратиться в защиту прав и законных интересов гражданки Беляковой Н.И.. Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от хх.хх.2011 года исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, - удовлетворены частично. Суд поставил на учет Белякову Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с сентября 2011 года. Включил Белякову Н.И. в сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах». В письме Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области № *** от хх.хх.2011 года в адрес Министерства социальной политики Нижегородской области, на имя министра Носковой О.В., указано о том, что в исполнении Указа президента от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» и в соответствии с ФЗ от 21.12.2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Ветеранах» проведена работа по выявлению, в том числе по результатам обследования условий проживания, и постановки на учет граждан данной категории, у которых возникло право на улучшение жилищных условий в рамках Закона, высылаются в их адрес копии учетных дел ветеранов ВОВ, принятых в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: в частности в отношении- Беляковой Н.И., как вдовы участника ВОВ. Следовательно, в судебном заседании установлено, что ответчиком Администрацией Сергачского муниципального района Нижегородской области исполнено решение суда от хх.хх. 2011 года по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Исполнительный лист по гражданскому делу по Решению Сергачского районного суда Нижегородской области от хх.хх. 2011 года по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, - не оформлялся, истцу либо в службу судебных приставов судом не направлялся. Обязанность государства гарантировать ветеранам ВОВ ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7. 15 (части 1 и 1), 18, 21 (часть. 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (ч 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее представления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств. В своих решениях Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал о том, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны должно осуществляться на началах преемственности. Государство не может произвольно уменьшить обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны выполнивших свой воинский долг и имеющий заслуги перед Отечеством объем ранее предоставленных им социальных гарантий, изменение содержания и форм, ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование по существу будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статьей 1 ( часть 1),2, 18, 19 (часть 1.2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ. Согласно пункту 6 статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В исполнение предписаний Федерального законодательства в Нижегородской области 07.07.2006 г. принят Закон № 680З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании Распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина – получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В соответствии со ст. 3 указанного Закона на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование, и утверждение сводных списков граждан имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категории указанным в статье 1 настоящего Закона. Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области. В целях реализации Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных граждан в Нижегородской области», организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано Постановление «Об организации работ по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» от 24 марта 2010 года № 148, в соответствии с пунктом 1 которого на Министерство социальной политики Нижегородской области возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области. Согласно пункту 3.7.10. Положения о Министерстве Социальной политике Нижегородской области, которое утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 148, Министерство Социальной политики Нижегородской области – осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категории ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных статьями 14-19 и 21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах (п.п.1). В пункте 3.7.10. указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством социальных выплат, на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Доводы ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области на исковое заявление о признании незаконными бездействия Министерства, взыскании с Министерства единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере 1215000 рублей, о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской федерации в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий …, что денежные средства все распределены, дополнительных субвенций из федерального бюджета на указанные цели больше не поступали …, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категории, указанными в статье 1 Закона …, что доводы истца о незаконном бездействии министерства в части не обеспечения Беляковой Н.И. указанной выплатой необоснованные …, что единовременная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) не выплачивается гражданам –получателям в натуре, а перечисляется на расчетные счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений и жилых домов, что соответственно, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе и жилого дома, не может быть выплачена непосредственно Беляковой Н.И., а равно не может быть взыскана в ее пользу в судебном порядке …, - судом признаются неосновательными для отказа в удовлетворении иска, для отказа в возложении на ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области обязанности по обеспечению истца Беляковой денежной выплатой на строительство или приобретение жилья. Данные возражения ответчика Министерства о несогласии с установленными по делу доказательствами, с оценкой, представленных в суд доказательств, не свидетельствуют о нарушении единообразия в толковании и применении судом норм материального права. Суд, удовлетворяя иск, также принимает во внимание и учитывает преклонный возраст и состояние здоровья пенсионерки Беляковой Н.И., являющейся женой умершего участника Великой Отечественной войны. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и обязании Министерства социальной политики Нижегородской области предоставить Беляковой Н.И. единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей в срок до хх.хх. 2012 года - удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области в части необеспечения Беляковой Натальи Ивановны мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Беляковой Н.И. единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей в срок до хх.хх.2012 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд. Судья: ______________________ Захаров С.М.