Дело № 2-265/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июля 2012 г. Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Черновской Л.Н., помощника прокурора Сергачского района Нижегородской области Мялкина Д.А., представителя ответчика Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области Мартыновой М.А., представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ачкинский детский сад № 18 Минеевой Ю.А., при секретаре Колякиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ачкинскому детскому саду № 18 о возложении обязанности привести здание детского сада в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями УСТАНОВИЛ: Прокурор Сергачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ачкинский детский сада № 18 (далее – МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 ) об устранении нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. *** проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18, расположенного по адресу: *****. МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 в соответствии с Уставом является самостоятельным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. В ходе проверки было установлено, что на территории данного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения при наличии двух групп имеется один теневой навес. В соответствии с п. 3.9. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. метров на 1 ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. метров. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли, или выполнить из других строительных материалов, безвредными для здоровья детей. Таким образом, по мнению прокурора, руководством МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада, вопреки требованиям ст. 28 ФЗ Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Прокурор г. ****, предъявляя заявление в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие Администрации Сергачского муниципального района и МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18, выражающее в ненадлежащем содержании территории дошкольного образовательного учреждения и обязать ответчиков в срок до 01.06.2013 г. установить дополнительно 1 теневой навес на территории МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18. В судебном заседании прокурор Мялкин Д.А. исковые требования поддержал. Представитель ответчика МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 Минеева Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что действительно указанные в исковом заявления нарушения имеются, однако денежные средства на их устранение отсутствуют. Также пояснила, что предложенный прокурором срок недостаточен для устранения указанных нарушений. Администрацией разработана программа, в соответствии с которой планируется строительство одного теневого навеса в 2015 г. Представитель ответчика Администрации Сергачского муниципального района Мартынова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что со стороны Администрации не усматривает бездействия. МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 является самостоятельным юридическим лицом, выполнение мероприятий и принятие надлежащих мер по соблюдению санитарного законодательства является прямым обязательством дошкольного образовательного учреждения. Администрацией Сергачского муниципального района утверждена Районная целевая программа, которой установлены сроки строительства теневых навесов. Требования прокурора установить навесы до 01.06.2013 г. выполнить невозможно, т.к. для выполнения работ по строительству навесов во всех дошкольных учреждениях требуется более 3 миллионов руб. Проверив материалы дела, заслушав явившихся по делу лиц, суд приходит к следующему. Из материалов дела установлено, что прокуратурой г. Сергача проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ачкинский детский сад № 18, расположенного по адресу: ******. МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 в соответствии с Уставом является самостоятельным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Согласно пункту 2.1 Устава одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно справке Управления образования Администрации Сергачского муниципального района № *** от **.06.2012 г. в МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 две группы. На территории образовательного учреждения имеется один теневой навес. На основании результатов проверки, прокурором г. Сергача сделан вывод о нарушении МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 санитарно-эпидемиологического федерального законодательства. В соответствии с п. 6.2. ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", пунктом 5 которого установлено, что основными задачами дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнения санитарно-противоэпидемиологических-профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности. Исходя из положений ст. 29 вышеуказанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 в соответствии с Уставом является самостоятельным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Согласно пункту 2.1. Устава одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В ходе проверки было установлено, что на территории данного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения при наличии двух групп имеется один теневой навес. В соответствии с п. 3.9. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. метров на 1 ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. метров. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли, или выполнить из других строительных материалов, безвредными для здоровья детей. При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности на МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 и Администрацию Сергачского муниципального района установить дополнительно 1 теневой навес являются обоснованными. Доводы представителя Администрации об отсутствии бездействия со стороны ответчика суд считает необоснованными по следующим основаниям. Согласно Уставу МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18 его учредителем и собственником является Сергачский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляются Администрацией Сергачского муниципального района, функции и полномочия собственника от имени Учредителя – Комитет по управлению муниципальным имуществом и жилищно – коммунальным хозяйством Администрации Сергачского муниципального района. Учредитель в соответствии с п. 5.1,5.2, 5.3 Устава формирует и утверждает муниципальное задание, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. К компетенции Учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений ДОУ, обустройство прилегающих территорий. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью ДОУ в соответствии с законодательством РФ. Сведениями об отсутствии достаточных теневых навесов в дошкольных учреждениях Администрация располагала. ( л.д. ** ) В соответствии с Уставом финансирование обеспечение деятельности ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ. В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; Согласно п.п. 1, 4 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, следует что содержание, включая ремонт и установку нового оборудования, является расходной статьей бюджета муниципального образования, исполнение которого возложено на Администрацию Сергачского района. Срок выполнения работ, заявленный прокурором для установки дополнительных навесов, является разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области - удовлетворить. Признать бездействие Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ачкинский детский сад № 18, выражающееся в ненадлежащем содержании территории дошкольного образовательного учреждения, незаконными. Обязать Администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ачкинский детский сад № 18 в срок до 01 июня 2013 года привести территорию МБ ДОУ Ачкинский детский сад № 18, расположенное по адресу: ***** в соответствие с санитарными требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 путем установки дополнительно одного теневого навеса. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд. Федеральный судья ___________________________________Л.Н. Черновская