О признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества



Дело № 2-334/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сергач 17 сентября 2012 год

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Захарова С.М.,

при секретаре Кочневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., Сергачского района, Нижегородской области, расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в порядке ст. 254 ГПК РФ, о признании незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., Сергачского района, Нижегородской области, расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.

В обоснование заявленного иска Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура указала, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе 2012 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с.Л., расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области у пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л. имеется плотина, водосброс. Согласно письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 08.06.2012 № *** данная плотина, водосброс пруда, находящегося в 3-ех км южнее с. Л. являются гидротехническим сооружением (ГТС). В ходе проверки установлено, что декларация безопасности на данное гидротехническое сооружение не разработана и в Регистр гидротехнических сооружений не включено. По причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть реализованы меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения. Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 4 Устава администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно уведомления от 30.08.2012 г. № *** Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, сведения о данном гидротехническом сооружении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. На вышеназванное гидротехническое сооружение отсутствует зарегистрированное право собственности у Российской Федерации, что подтверждается письмом Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области от 09.08.2012 г. № ***, письмом администрации Сергачского муниципального района от 22.06.2012 г. № *** и письмом администрации Пожарского сельсовета от 30.07.2012 г. № ***. Гидротехническое сооружение, находящееся в 3-ех км южнее с. Л. Сергачского района Нижегородской области является бесхозяйным. Поскольку данный объект расположен в административных границах Пожарского сельсовета, то не обращение администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2, 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Однако, на протяжении длительного времени администрацией Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества. Своим бездействием администрацией Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района нарушаются права определенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Просит суд признать незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Просит суд возложить на администрацию Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., Сергачского района Нижегородской области, расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.

Представитель заявителя Нижегородской межрайонной природоохранной прокуроры Гучин С.В. в открытом судебном заседании поддержал заявление, просил заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области Потапов С.В. в судебном заседании согласился с заявлением.

Представитель Волжско-Окского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору (Волжско-Окское Управление Ростехнодзора), будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания не явился в судебное заседание, в суд представил отзыв, в котором указал, что заявление прокурора поддержано.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания не явился в судебное заседание.

Определением суда от 14.09.2012 г. к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области.

Представитель заинтересованного лица администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области не явился в открытое судебное заседание, судом был извещен о дате, о времени, о месте судебного заседания.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд участников процесса.

Заслушав представителя Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Гучина С.В., представителя администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области Потапова С.В., огласив и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованное и подлежит удовлетворению в полном объеме.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В судебном заседании установлено, что проведенной в августа 2012 года Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области у пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л. имеется плотина, водосброс как безхозяйное недвижимое имущество гидротехническое сооружение (ГТС).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, данная плотина, водосброс, находящиеся в 3-ех км южнее с. Л. являются гидротехническим сооружением (ГТС), согласно письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 08.06.2012 № ***. Администрация Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области данное обстоятельство подтверждает.

В судебном заседании установлено, что согласно уведомления от 30.08.2012 г. № ***Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, сведения о данном гидротехническом сооружении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. На вышеназванное гидротехническое сооружение отсутствует зарегистрированное право собственности у Российской Федерации, что подтверждается письмом Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области от 09.08.2012 г. № ***, письмом администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 22.06.2012 г. № ***, письмом администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области от 30.07.2012 г. № ***Гидротехническое сооружение, пруда с. Л. (3 км южнее села) Сергачского муниципального района Нижегородской области является бесхозяйным. Поскольку данный объект расположен в административных границах Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, то не обращение администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области с заявлением к государственному регистратору о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2, 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Однако, как установлено в судебном заседании, на протяжении длительного времени администрацией Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества. Своим бездействием администрация Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области нарушает права определенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах своих поселений.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ все гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что в ходе проверки выявлено, что декларация безопасности не разработана, в Реестр гидротехнических сооружений вышеуказанная плотина, водосброс не включен.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 4 Устава администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 26 вышеуказанного Устава Пожарский сельсовет осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании установлено, что, так как нет собственника на данное ГТС, то по делу отсутствует спор о праве. Данное обстоятельство установлено и дело рассмотрено в порядке возникающими из публичных отношений.

Суд установил, что заявление Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту прав неопределенного круга лиц, в порядке ст. 254 ГПК РФ, о признании незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно плотины, водосброса с. Л., расположенное в 3 км южнее, как гидротехническое сооружение (ГТС), - обоснованное и подлежит удовлетворению.

Суд признает незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области бесхозяйного имущества, а именно плотину, водосброс с. Л. ( 3 км южнее) как гидротехническое сооружение (ГТС).

Поскольку гидротехническое сооружение с. Л. (3 км южнее) расположено на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, заявление прокурора о возложении обязанности на администрацию Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества, а именно плотины, водосброса с. Л. (3 км южнее) как гидротехническое сооружение (ГТС), подлежит удовлетворению. Установить администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области срок для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд принимает во внимание, что решение суда необходимо заявителю для последующего принуждения администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области поставить на учет бесхозяйного имущества, а именно плотину, водосброс с. Л., распложенное в 3 км южнее от села Л., как гидротехническое сооружение (ГТС), в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., Сергачского района, Нижегородской области, расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., Сергачского района, Нижегородской области, расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.

Возложить на администрацию Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда находящегося в 3-ех км южнее с. Л., Сергачского района, Нижегородской области, расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: ___________________________ Захаров С.М.