Дело № 2-335/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Сергач 17 сентября 2012 года Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Захарова С.М., при секретаре Кочневой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. М., расположенного на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, УСТАНОВИЛ: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в порядке ст. 254 ГПК РФ, о признании незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, пруда в с. М., расположенного на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В обоснование заявления Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в августе 2012 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения, пруда с. М., расположенного на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области у пруда с. М. имеется плотина, водосброс. Согласно письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 08.06.2012 № ***данная плотина, водосброс пруда с. М. Сергачского муниципального района Нижегородской области являются гидротехническим сооружением (ГТС). В ходе проверки установлено, что декларация безопасности на данное гидротехническое сооружение не разработана и в Регистр гидротехнических сооружений не включено. По причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть реализованы меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения. Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 4 Устава администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно уведомления от 30.08.2012 г. № ***Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, сведения о данном гидротехническом сооружении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. На вышеназванное гидротехническое сооружение отсутствует зарегистрированное право собственности у Российской Федерации, что подтверждается письмом Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области от 09.08.2012 г. № МР-09/11804, письмом администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 22.06.2012 г. № ***, письмом администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области от 30.07.2012 г. № *** - гидротехническое сооружение, пруда с. М. Сергачского муниципального района Нижегородской области является бесхозяйным. Поскольку данный объект расположен в административных границах Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, то не обращение администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области с заявлением к государственному регистратору о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2, 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно указанной статьи Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Однако, на протяжении длительного времени администрацией Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества. Своим бездействием администрацией Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области нарушаются права определенного круга лиц, (определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения), на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Просит суд признать незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. М., расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Просит суд возложить на администрацию Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. М., расположенного на территории Пожарского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Представитель Нижегородской межрайонной природоохранной прокуроры Гучин С.В. в открытом судебном заседании поддержал заявление, просил суд удовлетворить. Представитель заинтересованного лица администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области Шаймярдянов М.Ф. в судебном заседании пояснил, что не согласен с заявлением по причине того, что на эти цели нет денег в бюджете Камкинского сельсовета на 2012 год, а на 2013 год он сделал заявку на *** р. при формировании бюджета Камкинского сельского совета на 2013 года - *** р. на плотину, водосброс, расположенную в с.Г. и *** р. на плотину, водосброс с. М., в 2013 году решение суда по данному заявлению будет исполнено. Представитель Волжско-Окского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору (Волжско-Окское Управление Ростехнодзора), будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания не явился в судебное заседание, в суд представил отзыв, в котором указал, что заявление прокурора обоснованное и подлежит удовлетворению полностью. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, о месте и о времени судебного заседания не явился в судебное заседание. Определением суда от 14.09.2012 г. к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области. Представитель заинтересованного лица администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области не явился в открытое судебное заседание, судом был извещен о дате, о времени, о месте судебного заседания. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд участников процесса. Заслушав представителя заявителя Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Гучина С.В., представителя заинтересованного лица администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области Шаймярдянова М.Ф., огласив и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованное и подлежит удовлетворению в полном объеме. К данному выводу суд пришел на основании следующего. В судебном заседании установлено, что проведенной в августа 2012 года Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области в с. М. имеется плотина, водосброс, пруд, как безхозяйное недвижимое имущество гидротехнического сооружения (ГТС). В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, данная плотина, водосброс в с. М. является гидротехническим сооружением (ГТС), согласно письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 08.06.2012 № ***. С данным обстоятельством согласна администрация Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В судебном заседании установлено, что согласно уведомления от 30.08.2012 г. № ***Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, сведения о вышеуказанном гидротехническом сооружении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. На вышеназванное гидротехническое сооружение отсутствует зарегистрированное право собственности у Российской Федерации, что подтверждается письмом Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области от 09.08.2012 г. № ***, письмом администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 22.06.2012 г. № ***, письмом администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области письмо от 30.07.2012 г. № ***, что плотина, водосброс, пруд в с. М. Сергачского муниципального района Нижегородской области как гидротехническое сооружение является бесхозяйным. Поскольку данный объект расположен в административных границах Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, то не обращение администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области с заявлением к государственному регистратору о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2, 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Однако, как установлено в судебном заседании, на протяжении длительного времени администрацией Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества. Своим бездействием администрация Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области нарушает права определенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах своих поселений. В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая. организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ все гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что в ходе проверки выявлено, что декларация безопасности не разработана, в Реестр гидротехнических сооружений вышеуказанная плотина, водосброс не включен. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 4 Устава администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании установлено, что, так как нет собственника на данное ГТС, то по делу отсутствует спор о праве. Данное обстоятельство установлено и дело рассмотрено в порядке возникающими из публичных отношений. Суд установил, что заявление Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту прав неопределенного круга лиц, в порядке ст. 254 ГПК РФ, о признании незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно плотины, водосброса с. М. как гидротехническое сооружение (ГТС), - обоснованное и подлежит удовлетворению. Суд признает незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области бесхозяйного имущества, а именно плотину, водосброс с. М. как гидротехническое сооружение (ГТС). Поскольку гидротехническое сооружение с. М. расположено на территории администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, заявление прокурора о возложении обязанности на администрацию Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества, а именно плотины, водосброса с. М. как гидротехническое сооружение (ГТС), подлежит удовлетворению. Установить администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области срок для обращения с заявлением о принятии на учет как безхозяйного недвижимого имущества – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Суд принимает во внимание, что решение суда необходимо заявителю для последующего принуждения администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области поставить на учет бесхозяйного имущества, а именно плотину, водосброс с. М. как гидротехническое сооружение (ГТС), в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. М., расположенного на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Признать незаконным бездействие администрации Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. М., расположенного на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Возложить на администрацию Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда в с. М., расположенного на территории Камкинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд. Судья: ___________________________ Захаров С.М.