О ризнании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сергач **.**.2011г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего по делу судьи Гусева С.А.,

При секретаре Панкратовой И.Л.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киотовой В.Ю. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости недействительным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Киотова В.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от **.**.****г. № <…> -недействительным, включении периода ее работы в детском комбинате «Б» с 01.11.1985г. по 31.12.2002г. в должности воспитателя, в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении ей пенсии с 01.11.2010г.- с момента обращения в УПФ по Сергачскому району.

В судебном заседании Киотова В.Ю. поддержала свои исковые требования и пояснила, что **.**.****г. она обратилась в УПФ по Сергачскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 25-летним стажем педагогической деятельности. **.**.****г. ей было отказано по причине того, что период с 01.11.1985г. по 31.12.2002г. не входит в специальный стаж, т.к. детский сад № <…> «Б» значится по всем документам детским комбинатом, а детские комбинаты не включены в раздел «Наименование учреждений» в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., дающим право на досрочную пенсию.

Она считает данный отказ незаконным, т.к. начала свою трудовую педагогическую деятельность в детском комбинате (детском саду) «Б» с 01.11.1985г. и работает там же по настоящее время. Работодатель- <…>, произвольно дал название детскому дошкольному учреждению- комбинат, тогда, как никаким нормативным документом Министерства просвещения СССР или Министерства образования РФ, такого наименования не предусмотрено. Весь период работы, она работала воспитателем. Наименование «детский комбинат» использовалось в неофициальном употреблении, что никак не сказалось на функциях детского сада, его воспитателей и их должностных обязанностях. В бытовом значении употреблялся детский комбинат руководителями предприятия в локальных документах, не придавая смысла терминологии. Как следует из Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР 01.01.1976 года, детский комбинат являлся дошкольным воспитательным учреждением (код 92400) и разновидностью детских садов, яслей, садов-яслей. Впоследствии, согласно принятому Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454, названия учреждений «ясли-сад» и «комбинат», а также «ясли- детский сад» и «комбинат» считаются тождественными.

**.**.****г. дошкольное учреждение «Б», где она работает, было передано в муниципальную собственность, она была принята на работу, в порядке перевода, на должность воспитателя МДОУ детский сад № <…> «Б». Т.е. изменилось название с детского комбината на детский сад. Ее должностные обязанности при этом не изменились.

Она просит признать решение УПФ по Сергачскому району об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от **.**.****г. №<…>-недействительным, включить период ее работы в должности воспитателя в детском комбинате «Б» с 01.11.1985г. по 31.12.2002г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить ей пенсию с **.**.****г.- с момента обращения в УПФ РФ по Сергачскому району, т.к. на момент обращения, у нее имелся необходимый стаж педагогической деятельности- 25 лет.

Представитель УПФ РФ по Сергачскому району Орлова О.А. с предъявленным иском не согласилась и просила оставить его без удовлетворения. Она пояснила, что согласно Списка работ и должностей дающих право на досрочную пенсию, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781-2002г., наименования детского дошкольного учреждения «детский комбинат»- нет. А учреждение, в котором работала истица, в ее трудовой книжке указано, как «детский комбинат». Записи в трудовую книжку, вносятся на основании издаваемых работодателем, приказов. Таким образом, период работы истицы с 01.11.1985г. по 31.12.2002г.- работа в детском комбинате, не может засчитываться в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Имеющийся у истицы педагогический стаж на день обращения в УПФ, составлял 7 лет 10 месяцев и 1 день, а необходимый стаж для назначения досрочной пенсии- 25 лет. В случае, если судом будет принято решение о включении оспариваемого периода в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, то на момент обращения за назначением пенсии, специальный стаж истца будет составлять 25 лет.

Представитель третьего лица МДОУ детский сад № <…> «Б» С. поддержала исковые требования Киотовой В.Ю. и подтвердила, что Киотова В.Ю. действительно с <…> г. работала и в настоящее время работает воспитателем в детском дошкольном образовательном учреждении «Б», который был ведомственным и принадлежал <…>, в настоящее время ОАО «Н». Сама представитель работала и в настоящее время работает заведующей детским садом «Б», который с **.**.****г. передан в муниципальную собственность и называется МДОУ детский сад № <…> «Б». До этого времени, он назывался детским комбинатом. В трудовых книжках всех работников детского сада, имеются записи о названии данного учреждения- детский комбинат. Хотя ни в одном нормативном документе- Типовых штатах, других документах Министерства просвещения СССР, а потом и Министерства образования РФ, она никогда не встречала название «детский комбинат». Это наименование употребляли в разговорной речи, имея ввиду комбинированное детское дошкольное учреждение, где имелось много групп, в т.ч. и ясельного возраста. Видимо, это и послужило причиной того, что в отделе кадров <…>, где велись трудовые книжки работников детского сада «Б», были сделаны записи по наименованию детского учреждения- детский комбинат. Сами работники, всегда называли свое учреждение детским садом. Киотова В.Ю. с <…>г. работала и в настоящее время работает воспитателем. Никаких изменений в ее должностных обязанностях с момента переименования дошкольного учреждения – детского комбината на детский сад, не произошло, она выполняет ту же работу по воспитанию детей, т.е. осуществляет педагогическую деятельность. Она также пояснила, что в своей работе, педагогический коллектив руководствовался нормативными актами Министерства просвещения СССР, а затем Министерства образования РФ. Штатное расписание составлялось <…>, но в соответствии с Типовыми штатами. По организации воспитательной работы, они подчинялись районному отделу образования. Представитель также пояснила, что другие воспитатели, которые выработали необходимый специальный стаж, получают пенсии, хотя у них в трудовых книжках также имеются записи о работе в детском комбинате. Всем пенсии были назначены также через судебное решение.

Представитель третьего лица ОАО «Н» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом. Имеется телефонограмма. С учетом мнений сторон, дело рассмотрено без участия представителя ОАО «Н».

Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

П.2 ст.27 Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Киотова В.Ю. с **.**.****г. принята на работу воспитателем в детский комбинат «Б», что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.10) и уточняющей справкой ОАО «Н» от **.**.****г. (л.д.14). Данное детское дошкольное учреждение было ведомственным и принадлежало <…>, преобразованному и переименованному впоследствии в АО «С», а затем в ОАО «Н».

Согласно записи в трудовой книжке Киотовой В.Ю., **.**.****г. детский комбинат был передан в муниципальную собственность и с этого момента именуется МДОУ детский сад № <…> «Б» (л.д.10). Киотова В.Ю. принята на работу в порядке перевода на должность воспитателя. В этой должности она работает по настоящее время.

Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименования должностей» Списка работ и должностей дающих право на досрочную пенсию, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела «Наименования учреждений» Списка. В разделе «Наименования учреждений» не предусмотрен «детский комбинат». Исходя из этого, период работы Киотовой В.Ю. с **.**.****г. по **.**.****г.- работа в детском комбинате, до момента передачи детского учреждения в муниципальную собственность, не включен ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.11).

Согласно п.2 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 21.05.1959 года №558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, было принято решение- объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение, с присвоением объединенному детскому учреждению наименования «ясли-сад».

На основании данного Постановления, была принята Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сады» утвержденная Министерством просвещения РСФСР 22.08.1959г. и Временное положение о дошкольном детском учреждении- яслях-саде утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 8.03.1960г. №327.

Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971г. №103 были утверждены Типовые штаты детских садов и яслей-садов, которые с изменениями и дополнениями действовали до сентября 2008г. Типовые штаты по другим наименованиям дошкольных учреждений, в т.ч. по «детскому комбинату» никогда не утверждались. В Типовом положении о детском дошкольном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1.07.1995г. №677, наименование «детский комбинат» также отсутствует.

Таким образом, ни в одном нормативном акте, регламентирующим работу детских дошкольных учреждений, которые действовали в оспариваемый период, нет определения «детский комбинат» и не предусматривались условия оплаты труда в дошкольных учреждениях с наименованием «детский комбинат». Выражение «детский комбинат» употреблялось в разговорной речи педагогических работников дошкольных учреждений, в которых имелись группы ясельного возраста и группы детей дошкольного возраста. Под этим названием подразумевалось комбинированное детское учреждение. Однако, в своей работе, независимо от наименования детского дошкольного учреждения, педагогический коллектив руководствовался нормативными актами Министерства просвещения СССР, а затем Министерства образования РФ. Штатное расписание составлялось в ведомственных детских учреждениях в соответствии с Типовыми штатами.

Согласно Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, детские дошкольные учреждения, работа в которых в должности воспитателя давала право на досрочную пенсию, именовались по-разному: детские сады и объединенные ясли- сады, детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), детские сады комбинированного вида.

Однако, наименований детских дошкольных учреждений «детский комбинат» никогда не было.

Согласно записей в трудовой книжке Киотовой В.Ю., в период с **.**.****г. по **.**.****г. она действительно работала воспитателем в «детском комбинате». После передачи детского учреждения в муниципальную собственность, данное учреждение стало именоваться детским садом №<…> «Б». В данном случае, суд считает, что работодатель, при внесении записи в трудовую книжку работника, внес не предусмотренное нормативными актами, регулирующими педагогическую деятельность в дошкольных учреждениях, наименование детского дошкольного учреждения.

Произвольное наименование детского учреждения, вопреки нормативным правовым актам Федерального уровня, не может служить основанием для исключения этого периода работы из педагогического стажа, а поэтому, оспариваемый период следует зачесть в стаж педагогической деятельности Киотовой В.Ю.

В противном случае, это создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

В настоящее время, с **.**.****г. время работы Киотовой В.Ю. воспитателем детского сада, полностью включается в специальный стаж. Как установлено в судебном заседании, она выполняет те же обязанности- как в детском комбинате, так и в детском саду- воспитателя и осуществляет педагогическую деятельность.

Учитывая изложенное, суд считает, что период работы Киотовой В.Ю. с **.**.****г. по **.**.****г. в должности воспитателя детского комбината «Б», подлежит включению в стаж работы, дающий право на льготную пенсию.

Ответчиком установлено, что у Киотовой В.Ю. имеется 7 лет 10 месяцев и 1 день стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период работы Киотовой В.Ю. не включенный в ее специальный стаж с **.**.****г. по **.**.****г. составляет 17 лет 2 месяца 1 день. Таким образом, на день обращения Киотовой В.Ю. в УПФ по Сергачскому району, у нее имелся необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости- 25 лет.

В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Сторонами не оспаривается, что Киотова В.Ю. обратилась с заявлением о назначении пенсии **.**.****г. По состоянию на **.**.****г. у Киотовой В.Ю. имелся необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж- 25 лет. Следовательно, с этого времени подлежит назначению Киотовой В.Ю. льготная пенсия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Киотовой В.Ю.- удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ по Сергачскому району от **.**.****г. №<…> об отказе Киотовой В.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости- недействительным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сергачскому району включить период работы Киотовой В.Ю. с **.**.****г. по **.**.****г. в должности воспитателя детского комбината «Б» в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сергачскому району назначить Киотовой В.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с **.**.****г.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.

Справка: Решение вступило в законную силу.