Об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма



Дело № 2-359

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сергач 15 октября 2012г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего судьи Гусева С.А.,

С участием пом. прокурора Сергачского района Мялкина Д.А.,

Представителя администрации Сергачского муниципального района Коноваловой И.А.,

При секретаре Панкратовой И.Л.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района, действующего в интересах Корнилова В.В., к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сергачского района, действуя в интересах Корнилова В.В., обратился в суд с иском к администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области о защите прав лица, оставшегося без попечения родителей.

Представитель прокурора Сергачского района Мялкин Д.А. отказался от исковых требований к администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области. Отказ был принят судом и в данной части производство по делу прекращено.

В судебном заседании представитель прокуратуры Сергачского района и Корнилов В.В. поддержали исковые требования к Министерству социальной политики Нижегородской области и пояснили, что Корнилов В.В. *** г.р. относиться к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать – Г., решением Сергачского районного суда от 15.09.2008г. лишена родительских прав в отношении Корнилова В.В., отец – В., умер **.09.2007г.

Распоряжением главы местного самоуправления от 06.10.2008 № *** над Корниловым В.В. установлено попечительство. За ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***.

Распоряжением главы администрации Сергачского муниципального района от 05.07.2010 №*** Корнилов В.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 30.06.2010, т.к. комиссией Управления образования администрации Сергачского района было установлено, что д.№** по ул.**** непригоден для проживания.

Распоряжением от 22.06.2012г. № *** «Об отмене пункта №5 распоряжения от 06.10.2008г. № ***» отменен пункт 5 распоряжения главы администрации Сергачского муниципального района о закреплении жилого помещения за Корниловым В.В.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по … по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Нормативными документами Нижегородской области, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, возложено на Министерство социальной политики Нижегородской области.

Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено Корнилову В.В. Министерством социальной политики Нижегородской области за счет финансовых средств, предусмотренных бюджетом Нижегородской области по окончании службы в рядах ВС РФ.

05.07.2012г. Корнилов В.В. окончил военную службу по призыву. Однако, в нарушении указанных требований закона, Корнилов В.В. жилым помещением по договору социального найма для постоянного проживания не обеспечен.

В соответствии со ст. 12 закона Нижегородской области от 07.09.2007г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области», жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданами по договорам социального найма в виде отдельных квартир, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере, не менее 33 кв. метров- для одиноко проживающих граждан.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Таким образом, Корнилову В.В. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в черте Сергачского муниципального района из расчета не менее 33 квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566 утверждено Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Сводный список составляется Министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

Внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда.

После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в Министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.

Корнилов В.В. был включен в список детей-сирот Сергачского муниципального района на 2012 год, а в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2012 год не включен. Это произошло по причине того, что были не представлены или были утеряны документы в отношении Корнилова В.В., на основании которых его должны были включить в сводный список. Таким образом, права Корнилова В.В. были нарушены.

В настоящее время Корнилов В.В. жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма не имеет, проживает с женой в доме бабушки- бывшего опекуна.

На основании ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 №315, закона Нижегородской области от 07.09.2007г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области», Постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2008г. № 566, Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147- 3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», представитель прокуратуры Сергачского района и Корнилов В.В. требуют обязать Министерство социальной политики Нижегородской области:

- включить Корнилова В.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещении по договору социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2012 год- в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

- за счет средств бюджета Нижегородской области, предоставить вне очереди Корнилову В.В. по договору социального найма, жилое помещение в черте Сергачского муниципального района Нижегородской области общей площадью не менее 33 кв.м и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям- до 01.03.2013 года.

Представитель ответчика- Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования не признают.

Представитель третьего лица – администрации Сергачского муниципального района Коновалова И.А. исковые требования признала полностью и считает, что они подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Корнилов В.В. ***г.р. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать – Г., решением Сергачского районного суда от 15.09.2008г. лишена родительских прав в отношении Корнилова В.В. (л.д.26-28), отец – В., умер **.09.2007г. (л.д.29).

Распоряжением главы местного самоуправления от 06.10.2008г. № *** «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Корниловым В.В.» над Корниловым В.В. установлено попечительство. За ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: **** (л.д.20).

26.04.2010г. межведомственной комиссией, в т.ч. и работниками Управления образования администрации Сергачского муниципального района произведено обследование д.№** по ул****. Указанный дом, право пользования которым было сохранено за Корниловым В.В., был признан непригодным для проживания (л.д.18).

Распоряжением главы администрации Сергачского муниципального района от 26.04.2010г. №*** жилой д.№**по ул.****, признан непригодным для проживания (л.д.25).

Распоряжением главы администрации Сергачского муниципального района от 05.07.2010г. №*** «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях» Корнилов В.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 30.06.2010г. (л.д.22).

Распоряжением главы администрации Сергачского муниципального района от 22.06.2012г. № *** «Об отмене пункта №5 распоряжения от 06.10.2008г. № ***» отменен пункт 5 распоряжения главы администрации Сергачского муниципального района о сохранении права пользования жилым помещением по адресу: ****- за Корниловым В.В. (л.д.30).

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении…, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, дополнительные гарантии лиц, указанной категории на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ. Такими нормативными актами являются Закон Нижегородской области от 10.12.2004г. №147-З, Положение о формировании сводного списка список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008г. №566.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 №315 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета.

Согласно п. 1.2. Положения, обеспечения жилыми помещениями детей- сирот осуществляется путем:

1)                         строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области;

2)                       приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области.

Согласно п.1.4 Положения, предоставление детям- сиротам жилых помещений осуществляется Министерством социальной политики Нижегородской области.

Согласно п.5 Положения, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области».

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566 утверждено Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области.

Согласно п.2 Положения, сводный список является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области с использованием информационных технологий в целях обеспечения:

а) учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области»;

б) своевременного планирования бюджетных ассигнований для приобретения жилых помещений с целью последующего предоставления их детям-сиротам по договорам социального найма;

в) контроля за предоставлением детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма, приобретенных за счет средств областного бюджета.

Согласно п.3 Положения, сводный список составляется Министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

Согласно п.9 Положения, в отношении детей-сирот, находящихся на службе в Вооруженных силах Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют сбор информации, необходимой для формирования списка муниципального образования.

Согласно п.11 Положения, в список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях,…, а также окончания службы в Вооруженных силах Российской Федерации, уже наступил или наступит через год.

Согласно п.12 Положения, список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в Министерство на бумажном и электронном носителях.

Как установлено в судебном заседании, Корнилов В.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Сергачском муниципальном районе на 2012год и значится под номером 22. Как установлено в судебном заседании, данные его записаны ошибочно – неправильно записано отчество. Все остальные данные совпадают (л.д.39-40). Список был направлен в Министерство социальной политики Нижегородской области 08.02.2012г. (л.д.42).

Согласно п.13 Положения, на основании приложенных к списку муниципальных образований документов, Министерство осуществляет проверку и обоснованность включения детей-сирот в список муниципального образования, формирует и утверждает сводный список на планируемый год.

Согласно п.15 Положения, в случае отказа во включении детей-сирот в сводный список Министерство уведомляет об этом органы местного самоуправления в месячный срок со дня утверждения сводного списка с обоснованием причины такого отказа.

Как следует из письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 25.05.2012г., муниципальным образованиям направлены выписки из сводного списка детей-сирот на 2012г., а также информация о детях-сиротах, не включенных в сводный список на 2012год. Предложено до 25.06.2012г. устранить имеющиеся замечания в учетных делах детей-сирот, не включенных в сводный список и направить в Министерство дополнительную информацию для постановки их на учет (л.д.44).

Как следует из информации Министерства социальной политики, по Корнилову В.В. не представлено учетное дело (л.д.41).

Как следует из сопроводительного письма администрации Сергачского муниципального района от 20.06.2012г., в Министерство направлена копия учетного дела Корнилова В.В. 27.12.1991г.р. (л.д.43).

Согласно п.16 Положения, внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда.

После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в Министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.

Как установлено в судебном заседании, Корнилов В.В. не был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, хотя имел на это полное право. Администрацией Сергачского муниципального района были выполнены все необходимые действия для включения Корнилова В.В. в сводный список на 2012год.

Оценивая доводы ответчика о том, что Корнилов В.В. не мог быть включен в сводный список на какой-либо финансовый год, т.к. до 22.06.2012г. – до издания распоряжения главы администрации Сергачского муниципального района от 22.06.2012 № ***, за Корниловым В.В. было закреплено жилое помещение- д.№** по ул.****, суд считает их несостоятельными.

Как указано выше, распоряжением главы администрации Сергачского муниципального района от 26.04.2010г. №*** жилой д.№** по ул.***, признан непригодным для проживания (л.д.25). Суд согласен с тем, что распоряжение от 22.06.2012 № *** было издано главой администрации Сергачского муниципального района с запозданием. Однако, Корнилов В.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Сергачском муниципальном районе на 2012год на законных основаниях. Данное нарушение не было указано Министерством социальной политики при проверке данных на лиц, подлежащих включению в сводный список. Следовательно, Корнилов В.В. подлежал включению в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2012 год.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как установлено в судебном заседании, по 05.07.2012г. Корнилов В.В. окончил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву (л.д.17). Однако, в нарушении указанных требований закона, Корнилов В.В. жилым помещением по договору социального найма, для постоянного проживания, Министерством социально политики Нижегородской области не обеспечен, тем самым, было нарушено конституционное право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время Корнилов В.В. жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма не имеет (л.д.19,21), проживает с женой (л.д.31) в доме бабушки- бывшего опекуна (л.д.32).

В соответствии со ст. 12 закона Нижегородской области от 07.09.2007г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области», жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданами по договорам социального найма в виде отдельных квартир, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере, не менее 33 кв. метров- для одиноко проживающих граждан.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Таким образом, Корнилову В.В. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в черте Сергачского муниципального района из расчета не менее 33 квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, т.к. право Корнилова В.В. на получение жилья на льготных условиях, было нарушено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области, действующего в интересах Корнилова В.В.- удовлетворить.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Корнилова В.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещении по договору социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2012 год- в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области, за счет средств бюджета Нижегородской области, предоставить вне очереди Корнилову В.В. ***г.р. по договору социального найма, жилое помещение в черте Сергачского муниципального района Нижегородской области общей площадью не менее 33 кв.м и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям- до 01.03.2013 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.