Дело № 2-371 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Сергач 23 октября 2012г. Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: Председательствующего судьи Гусева С.А., С участием пом. прокурора Сергачского района Нижегородской области Мялкина Д.А., При секретаре Панкратовой И.Л., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сергачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения. В судебном заседании помощник прокурора Мялкин Д.А уточнил исковые требования и просит обязать администрацию Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в срок до 01 декабря 2013 года. В обоснование заявленных исковых требований представитель прокурора пояснил, что прокуратурой Сергачского района Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В ходе проверки было установлено, что паспортизация действующих дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, не произведена, что препятствует их учету для рационального планирования строительства, реконструкции ремонта и содержания. Недостаточность в бюджете поселения собственных доходов для исполнения расходных обязательств по паспортизации дорог не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог, т.к. при недостаточности собственных доходов бюджета, администрация поселения вправе ходатайствовать о предоставлении межбюджетных трансфертов в порядке главы 16 Бюджетного кодекса РФ. Неосуществление паспортизации дорог затрагивает права и законные интересы всех участников дорожного движения, круг которых определить невозможно. Представитель прокурора просит суд признать: - незаконным бездействие администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неосуществлении мероприятий по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов; - обязать администрацию Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области в срок до 01 декабря 2013г. провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов администрации Андреевского сельского совета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Представитель ответчика- администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области и третьего лица- администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области Мартынова М.А. исковые требования не признала и пояснила, что в данном гражданском деле отсутствует предмет спора. В исковом заявлении речь идёт о каких-то дорогах, которые, якобы, находятся в границах сельского поселения и являются собственностью администрации. Документов, подтверждающих указанных в исковом заявлении обстоятельств не представлено. В этой связи невозможно говорить об обязанностях, действиях или бездействии администрации, так как не установлено, какие действия должна выполнить администрация и по отношению к чьему имуществу. В случае удовлетворения исковых требований решение суда станет неисполнимым по причине отсутствия описания конкретных дорог, в отношении которых администрация должна, по мнению прокуратуры, осуществить паспортизацию, то есть невозможно на местности определить данный объект. При отсутствии сведений о собственнике дорог и описания дорог, ссылка прокуратуры на статью 210 ГК РФ преждевременна и необоснованна. Следует обратить внимание на ссылку прокуратуры на Приказ Минтранса РФ от 12.11.2007г. N 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них». Данная Классификация является единственным нормативным актом, упоминающим паспортизацию автомобильных дорог как один из видов работ по их содержанию. Установленные Классификацией состав и виды дорожных работ, в том числе по содержанию дорог, носят рекомендательный характер. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования не может быть применена к спорным правоотношениям, поскольку предназначена для разработки ведомственных инструкций по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Содержащийся в инструкции перечень мероприятий не соответствует действующему законодательству, регулирующему технический учет недвижимого имущества. Наличие или отсутствие технического паспорта автомобильной дороги само по себе не делает ее более или менее безопасной. Безопасность дорожного движения - степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. При этом, доказательств обращения в прокуратуру с заявлением лиц, чьи права в сфере безопасности дорожного движения нарушены из-за отсутствия технического паспорта неких автомобильных дорог в сельсовете, не представлены. Ни в ходе прокурорской проверки, ни в ходе судебного разбирательства такие доказательства предъявлены не были, не запрашивались статистические данные о происшедших на указанных дорогах ДТП, в том числе, причинами которых стало отсутствие технических паспортов. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца- МО МВД России «Сергачский» Малюгин А.В. поддержал требования прокурора Сергачского района, т.к. отсутствие паспортов на дороги, негативным образом отражается на безопасности дорожного движения. Заслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно подп. 5 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.9 ст. 5 указанного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Указанные полномочия закреплены в подп.5 п.1 ст. 4 Устава муниципального образования Андреевский сельсовет Сергачского муниципального района Нижегородской области. Согласно ст. 36 Устава, администрация Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Андреевского сельсовета федеральными законами и законами Нижегородской области. Согласно п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982г. Минавтодором РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонта и содержанию дорог. Согласно п.3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009г. № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сергачского района Нижегородской области с участием специалиста ОГИБДД МО МВД России «Сергачский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В ходе проверки было установлено, что паспортизация автомобильных дорог в границах указанного местного поселения не проведена (л.д.8). Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Доводы истца о том, что неосуществление паспортизации дорог затрагивает права и законные интересы всех участников дорожного движения, суд признает обоснованными. Оценивая доводы ответчика о том, что в иске отсутствует предмет спора, не представлено доказательств, что дороги находятся в собственности администрации Андреевского сельсовета, не конкретизированы требования, непонятно, какие дороги подлежат паспортизации, суд считает их несостоятельными. Как указано выше, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Таким образом, автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, являются собственностью поселения, в данном случае- администрации Андреевского сельсовета. Отсутствие государственной регистрации права собственности, не является основанием считать данные дороги не принадлежащими поселению. Регистрация права собственности- право, а не обязанность собственника. Федеральными законами РФ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, закреплены за поселениями. Ответственность за содержание данных дорог, возложена на органы местного самоуправления, что подтверждается и Уставом муниципального образования- Андреевский сельсовет Сергачского муниципального района Нижегородской области. Ссылка прокурора на ст.210 ГК РФ законна. Бремя содержания принадлежащего ему имущества, несет собственник данного имущества. Доказательств того, что автомобильные дороги в границах населенных пунктов, относящихся к муниципальному образованию Андреевский сельсовет Сергачского муниципального района, принадлежат кому-либо другому или не принадлежат никому, суду не представлено. Как указано выше, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Согласно Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги- это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Таким образом, в содержание автомобильной дороги входит и паспортизация автомобильной дороги, предусмотренная Ведомственными строительными нормами ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденными 05.02.1982г. Минавтодором РСФСР. Согласно указанного нормативного акта, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования по строительству, реконструкции, ремонта и содержанию дорог. Такие же цели указаны в понятии «дорожная деятельность» Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Таким образом, невозможно содержание автомобильных дорог без их паспортизации. Согласно п.9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Как следует из Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии и т.д. Таким образом, органу местного самоуправления сначала необходимо определить наличие дорог общего пользования, утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, а затем произвести их паспортизацию. На этом основании, суд не согласен с доводами представителя ответчика, что в исковом заявлении не указано конкретно- каких именно дорог необходимо провести паспортизацию. Оценивая все доказательства и обстоятельства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области подлежат удовлетворению. Установленный в исковых требованиях срок паспортизации дорог- до 01 декабря 2013г., суд считает разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области - удовлетворить. Признать бездействие администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неосуществлении мероприятий по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, незаконным. Обязать администрацию Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области в срок до 01 декабря 2013г. провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Нижегородский областной суд, с момента изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сергачский районный суд. Судья: Гусев С.А.