Признании незаконным бездействие администраций сельсоветов



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

«26» августа 2010 года г. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Филь А.Ю.,

с участием помощника прокурора Сердобского района Борисовой Е.Л.,

при секретаре Худобиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлениям прокурора Сердобского района Пензенской области к Комитету местного самоуправления и Администрации Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Гуленовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Карповского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Сазанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления и Администрации Байковского сельсовета Сердобского района Пензенской области о понуждении обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством,

у с т а н о в и л:

В Сердобский городской суд Пензенской области с указанными заявлениями в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Сердобского района. В своих заявлениях он указал на то, что прокуратурой Сердобского района была проведена проверка соблюдения законодательства о коррупции со стороны органов местного самоуправления, организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных на территории Сердобского района Пензенской области за период времени 2009 года - текущий период 2010 года и установлено следующее.

19 декабря 2008 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции» (далее закон).

Частью 2 статьи 1 Закона определено понятие противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона следует, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

- законность;

публичность и открытость деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных
правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

сотрудничество государства с институтами гражданского общества,
международными организациями и физическими лицами.

Частью 5 статьи 7 Закона предусмотрено, что одним из основных
направлений деятельности государственных органов по повышению
эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Статьей 2 Федерального закона РФ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» предусмотрено, что одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Пунктом 3 части 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Как было установлено в ходе проведенной проверки Комитетами местного самоуправления и Администрациями Долгоруковского, Гуленовского, Карповского, Кировского, Куракинского, Мещерского, Новостуденовского, Песчанского, Пригородного, Рощинского, Сазанского, Секретарского, Сокольского, Байковского сельсоветов Сердобского района Пензенской области антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в 2009-2010 годах, как то предусмотрено действующим законодательством, не проводилась, то есть, в соответствии с вышеуказанным законодательством не были определены: порядок проведения антикоррупционной экспертизы; состав рабочей группы по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), что противоречит действующему законодательству РФ.

На основании изложенного прокурор Сердобского района просит суд обязать Комитеты местного самоуправления и Администрации Долгоруковского, Гуленовского, Карповского, Кировского, Куракинского, Мещерского, Новостуденовского, Песчанского, Пригородного, Рощинского, Сазанского, Секретарского, Сокольского, Байковского сельсоветов Сердобского района Пензенской области обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района Борисова Е.Л. уточнила заявленные требования, просила суд обязать ответчиков путем определения порядка проведения антикоррупционной экспертизы и органа, уполномоченного осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с действующим законодательством и пояснила, что Комитетами местного самоуправления и Администрациями Долгоруковского, Гуленовского, Карповского, Кировского, Куракинского, Мещерского, Новостуденовского, Песчанского, Пригородного, Рощинского, Сазанского, Секретарского, Сокольского, Байковского сельсоветов Сердобского района Пензенской области антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в 2009-2010 годах не проводилась, не были определены порядок проведения антикоррупционной экспертизы и орган, уполномоченный осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), поэтому следует обязать ответчиков путем определения порядка проведения антикоррупционной экспертизы и органа, уполномоченного осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с действующим законодательством в срок до 01 ноября 2010 года.

Представители ответчиков: Комитетов местного самоуправления и Администраций Долгоруковского, Гуленовского, Карповского, Кировского, Куракинского, Мещерского, Новостуденовского, Песчанского, Пригородного, Рощинского, Сазанского, Секретарского, Сокольского, Байковского сельсоветов Сердобского района Пензенской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть данное дело в отсутствие представителей, в письменных заявлениях указали, что с заявлением прокурора согласны.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района Пензенской области законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.

Статьей 2 Федерального закона РФ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что Комитетами местного самоуправления и Администрациями Долгоруковского, Гуленовского, Карповского, Кировского, Куракинского, Мещерского, Новостуденовского, Песчанского, Пригородного, Рощинского, Сазанского, Секретарского, Сокольского, Байковского сельсоветов Сердобского района Пензенской области антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в 2009-2010 годах не проводилась, не были определены порядок проведения антикоррупционной экспертизы и орган, уполномоченный осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), что подтверждается объяснениями ответчиков, которые имеются в материалах дела.

Исходя из вышеизложенного суд считает, что доводы прокурора Сердобского района Пензенской области о необходимости понуждения ответчиков обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в срок до 01 ноября 2010 года обоснованны. Указанный им срок разумный.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявления прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать Комитет местного самоуправления и Администрацию Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Гуленовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Карповского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Сазанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Комитет местного самоуправления и Администрацию Байковского сельсовета Сердобского района Пензенской области путем определения порядка проведения антикоррупционной экспертизы и органа, уполномоченного осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с действующим законодательством в срок до 01 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Филь А.Ю.