Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 г. г.Сердобск.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
При секретаре Моткиной С.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района о признании недействующим решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена года Номер обезличен.
У с т а н о в и л:
Прокурор Сердобского района обратился в суд с заявлением о признании не действующими решения Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена Дата обезличена Номер обезличен, мотивируя тем, что решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было утверждено Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет.
Решением Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена. Номер обезличен решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было отменено с сохранением выплат и доплат к пенсии лицам, которым пенсия за выслугу лет была установлена до вступления в силу настоящего решения.
Данное решение было опубликовано в газете «Сердобские новости» № 67 от 20.08.2008г. и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Считает, что решение Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена. Номер обезличен нарушает право муниципальных служащих на получение пенсии за выслугу лет, предоставленное Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от Дата обезличена г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Пензенской области от Дата обезличена. Номер обезличенЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», поскольку в результате отмены указанного Решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области, муниципальные служащие Сердобского района, достигшие определенного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от Дата обезличена Дата обезличена N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста: мужчины - 60 лет, и женщины -55 лет, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет (ст. 6 Закона Пензенской области от Дата обезличена N 653-ЗПО) не могут получить пенсию за выслугу лет в связи с отсутствием порядка предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размера муниципальному служащему в Пензенской области.
В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района Борисова Е.Л. доводы, изложенные в заявлении поддержала.
Представитель Собрания представителей Сердобского района Дарюшин Ю.Н. в суде заявленные требования не признал и пояснил, что требование прокурора Сердобского района незаконное, ибо оно не соответствует действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и судебной практике. Дата обезличена Дата обезличена Собрание представителей Сердобского района приняло решение Номер обезличен «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района». Данный документ Дата обезличена Дата обезличена. был опубликован в информационном бюллетене «Вестник Сердобского района» № 10. В случае удовлетворения судом заявления прокурора в Сердобском районе становятся действующими два правовых документа на одну тему: о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Сердобского района.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1-ый квартал 2008 г. (пункт № 4), опубликованном в Бюллетене Верховного Суда РФ № 8 за 2008 г. дано следующее разъяснение:
«4. При наличии противоречия между равными по юридической силе Федеральными законами приоритет сохраняется за законом, который принят позже по времени и (или) является специальным актом, регулирующим спорные правоотношения».
Следовательно, исходя из указанного разъяснения Верховного Суда РФ, которое в силу статьи 126 Конституции РФ обязательно для судов общей юрисдикции, реально применяться в Сердобском районе будет последнее решение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района, это решение от Дата обезличена Дата обезличена. Номер обезличен. ». В связи с этим в дальнейшем пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района будут назначаться согласного этого нового положения от Дата обезличена Дата обезличена
Считает, что заявленное требование прокурором Сердобского района становится бесперспективным. Согласно статей 45, 245, 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления, если этим актом нарушаются права неопределенного круга лиц.
В настоящем споре этого «неопределенного круга лиц» нет. Напротив, есть строго определенный круг лиц, в интересах которых прокурором фактически и предъявлено в суд оспариваемое заявление.
В заключении помощника прокурора Сердобского района, утвержденном прокурором района, от Дата обезличена Дата обезличена «О результатах проверки соответствия действующему законодательству решения Собрания представителей Сердобского района «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района» содержатся утверждения: решение, которым утверждено новое положение, отвечает требованиям целесообразности и достаточности правового регулирования, наличия противоречий Конституции РФ, федеральному и областному законодательству, уже имеющимся правовым актам, в ходе проверки не выявлено.
Считает, что прокурор района предъявил в суд заявление, которым в добавлению к имеющемуся новому положению о пенсионном обеспечении муниципальных служащих просит реанимировать и старое положение только в интересах ФИО7, в связи с ее многочисленными жалобами, и в интересах .... Только от этих двух граждан на день принятия нового положения о пенсиях за выслугу лет муниципальным служащим, т.е. на Дата обезличена Дата обезличена имеются заявления в администрации Сердобского района о назначении им, как муниципальным служащим, пенсий за выслугу лет. ФИО7 и ... как и все российские граждане, достигшие пенсионного возраста, уже получают пенсии по старости. В связи с этим, считает, что имеющееся в заявлении прокурора утверждение, что в отношении этих граждан нарушаются положения статьи 39 Конституции РФ, это, скорее всего, описка прокурора.
По новому положению вновь обратившимся гражданам муниципальные пенсии будут назначаться только с Дата обезличена. Это касается и ФИО7 с ...
Считает, что поскольку прокурор района обратился в суд с заявлением не в защиту прав неопределенного круга лиц, а в защиту строго определенного круга лиц, в заявленных требованиях ему должно быть отказано, т.к. прокурор района своим заявлением вышел за пределы своих властных полномочий.
Содержащееся в заявлении прокурора Сердобского района требование признать недействующим с момента принятия решение Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об отмене решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области», как принятое с нарушением действующего законодательства, не содержит конкретных ссылок на конкретные законы, которые якобы нарушило Собрание представителей Сердобского района, принимая такое решение.
Часть 2 статьи 18 Закона Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» от Дата обезличена Дата обезличена. Номер обезличенЗПО устанавливает, что «2. Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования».
Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова разъясняет, что под словом «порядок» следует понимать «правила» (стр. 502).
Таким образом, «порядок», «правила» предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления.
Во исполнение данного закона Собрание представителей Сердобского района Дата обезличена приняло решение Номер обезличен «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района».
Однако прокурор просит реанимировать в этой части еще и старое решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Дата обезличена. Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области».
Таким образом, прокурор Сердобского района незаконно, с помощью суда, желает принять на себя полномочия по установлению порядка предоставления права на пенсию за выслугу лет и определения ее размера муниципальным служащим в Сердобском районе, тогда как это полномочия органа местного самоуправления.
Решение Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена Дата обезличена Номер обезличен об отмене пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих было временной мерой, вызванной тяжелым финансовым положением Сердобского района, поскольку дефицит бюджета Сердобского района за 2009 г. составил Дата обезличена руб., а дефицит бюджета Сердобского района на 2010 г. планируется в размере Дата обезличена руб.
Считает, что ни один федеральный закон, ни один областной закон, ни один какой-либо иной нормативный акт не устанавливают срок, в который орган местного самоуправления должен принять нормативный акт о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района. Ныне такой акт существует, и следовательно, никаких нарушений, о которых говорится в заявлении прокурора, нет.
Считает, что требование прокурора Сердобского района незаконное и по той причине, что решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» не может сейчас вновь отнесено к разряду действующих, поскольку утвержденное данным решением от 27.06.2005 г. положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района было основано на Законе Пензенской области от 09.03.2005 г. №754-ЗПО. Данный закон 20.02.2008 г. был отменен. Вместо него принят новый Закон Пензенской области от 20.02.2008 г. № 1452-ЗПО «Об исчислении стажа муниципальной службы для установления муниципальным служащим в Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет».
Новое положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района основывается на новом Законе Пензенской области от 20.02.2008 г. № 1452-ЗПО.
Только по этим причинам Собрание представителей Сердобского района Дата обезличена приняло новое положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района, а не реанимировало свое старое положение от Дата обезличена
Считает, что прокурор Сердобского района, требуя реанимировать первоначальный акт о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района не учитывает, что Закон Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» от 08.09.2004 г. №653-ЗПО устанавливает, что
«2. Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования».
В статье 21 ныне действующего Устава Сердобского района (а также в статье 20 Устава Сердобского района, который действовал в 2005 г.) содержится исчерпывающий перечень вопросов, решение которых находится в компетенции Собрания представителей Сердобского района. Принятие решений об определении порядка предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размера муниципальному служащему в Сердобском районе здесь не обозначено. И вообще, Уставом Сердобского района не разрешен вопрос о том, в компетенции какого органа местного самоуправления Сердобского района находится решение этого вопроса.
Собрание представителей Сердобского района далеко не единственный в Сердобском районе орган местного самоуправления. Полный перечень этих органов приведен в статье 17 Устава Сердобского района.
Считает, что путем внесения дополнения в Устав Сердобского района должен быть определен орган местного самоуправления Сердобского района, в чьей компетенции будет находиться определение порядка предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размера муниципальному служащему в Сердобском районе. Только после внесения такого дополнения в Устав Сердобского района, компетентный орган местного самоуправления Сердобского района и будет решать вопросы о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района. Поскольку в настоящее время такого органа нет, и уже только по этой причине заявленное прокурором требование является незаконным.
Считает, что решение Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена Дата обезличена Номер обезличен «Об отмене решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Дата обезличена. Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» законное, так как Собрание представителей Сердобского района само отменило свое решение от Дата обезличена Дата обезличена. Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области», принятое, исходя из положений Устава Сердобского района, за пределами полномочий Собрания представителей Сердобского района, т.е. принятое незаконно и просит суд в удовлетворении заявления прокурору Сердобского района отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве основного права муниципального служащего предусмотрено пенсионное обеспечение соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007г. № 2
ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области
пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме
распространяются права государственного гражданского служащего
установленные федеральными законами и законами субъекта Российской
Федерации.
В соответствии с ч. 4.ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. I 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2009 г.), условия предоставлений права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно действовавшей на день принятия решения № 543-42/2 ст. 18 Закона Пензенской области от 08.09.2004г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» на муниципального служащего в Пензенской области в части пенсионного обеспечения за выслугу лет распространяются права государственного гражданского служащего Пензенской области, установленного настоящим законом.
Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было утверждено Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет.
Суд считает, что данное решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области соответствует действующему законодательству и принято органом местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 3 действующего на дату принятия решения Устава Сердобского района Пензенской области, принятого населением на сходах граждан, проведенных с 16 августа 2002 года по 21 августа 2002 года и зарегистрированного ГУ Министерства Юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу 23.12.2005 года, органами местного самоуправления Сердобского района являются:
представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей Сердобского района;
исполнительный орган местного самоуправления - Администрация Сердобского района;
иные органы местного самоуправления района - в соответствии со схемой управления районом.
Согласно п.28 ч.2 ст.8 данного Устава к вопросам местного значения относятся, в том числе, обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
Органы местного самоуправления Сердобского района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Пензенской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Согласно п. 1 ч.1 ст.10 данного Устава в исключительном ведении Собрания представителей находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения района, предусмотренных настоящим Уставом.
Суд считает, что под термином « принятие общеобязательных правил» в данном Уставе подразумевается издании нормативно-правовых актов.
Кроме того, другие органы местного самоуправления Сердобского района Уставом не наделены правом принятия общеобязательных правил.
Согласно п.9 разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного суда РФ №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Суд считает, что решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» и утвержденное данным решением «Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет», являются нормативными правовыми актами, поскольку изданы в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений.
Суд считает, что доводы представителя Собрания представителей Сердобского района Дарюшина Ю.Н. о том, что решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» и утвержденное данным решением «Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет» приняты не управомоченным органом местного самоуправления, несостоятельными, поскольку не соответствуют действующему законодательству и действующему на тот период Уставу Сердобского района Пензенской области.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена Номер обезличен решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было отменено с сохранением выплат и доплат к пенсии лицам, которым пенсия за выслугу лет была установлена до вступления в силу настоящего решения.
Данное решение было опубликовано в газете «Сердобские новости» № 67 от 20.08.2008г. и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Суд считает, что данное решение является нормативным правовым актом, поскольку отвечает всем признакам, перечисленным в п.9 постановления Пленума Верховного суда РФ №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Согласно ч.2 ст.20 Устава Сердобского района Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Дата обезличена Номер обезличен и действовавшего на дату принятия Решения Номер обезличен, в компетенции Собрания представителей Сердобского района находится, в том числе, принятие общеобязательных правил по предметам ведения Сердобского района, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их исполнением.
Ни у кого из остальных органов местного самоуправления, перечисленных в ст. 18 данного Устава таких полномочий не имеется.
Следовательно, доводы представителя Собрания представителей Сердобского района Пензенской области о том, что действующим уставом Собрание представителей не наделено правом принимать нормативные правовые акты по вопросам пенсионного обеспечения граждан ввиду отсутствия прямого указания на это в Уставе Сердобского района, несостоятельны, поскольку не основаны на положениях Устава Сердобского района.
Суд считает, что Решение Номер обезличен принято с нарушениями действующего законодательства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, регулируя на основании статей 39 (часть2), 72 (пункты «б», «ж» части1) и 76(часть2) Конституции Российской Федерации условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Гарантированный статьей 19 (часть1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав, приобретаемых на основании закона. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.
Суд считает, что отменяя для части граждан, достигших возраста: мужчины - 60 лет, и женщины -55 лет, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, права на пенсионное обеспечение за выслугу лет и одновременно сохраняя это право для граждан, уже его реализовавших, Собрание представителей Сердобского района нарушило принцип равенства всех граждан перед законом, гарантированное им ст.19 Конституции Российской Федерации.
Суд считает, что в результате отмены Решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» муниципальные служащие Сердобского района, достигшие определенного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста: мужчины - 60 лет, и женщины -55 лет, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет (ст. 6 Закона Пензенской области от 8 сентября 2004 г. N 653-ЗПО) не могут получить пенсию за выслугу лет в связи с отсутствием порядка предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размера муниципальному служащему в Пензенской области, определенного решением Собрания представителей Сердобского района.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 мая 2006 года, положение пункта 5 статьи 27 Закона Краснодарского края от 28 декабря 2004 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Краснодарского края», в той части. В какой оно в системе правового регулирования, действовавшего с 1 января по 30 сентября 2005 года, служило основанием для прекращения выплаты назначенных ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности и государственные должности государственной службы Краснодарского края, без установления какого-либо механизма, компенсирующего их отмену, утрачивает силу и не подлежит применению как не соответствующее статьям 39 (части 1 и 2) и 55 9часть 3) Конституции Российской Федерации.
Отменяя Решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области», Собрание представителей Сердобского района не установило какой-либо механизм, компенсирующего егоотмену.
Доводы представителя Собрания представителей Сердобского района Дарюшина Ю.Н. о том, что одним из оснований для отмены Решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» является отсутствие достаточных средств в бюджете района, суд находит несостоятельными.
Согласно ст.38 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органам местного самоуправления гарантируется компенсация дополнительных расходов. Возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, этими органами, принявшие решение. Размер компенсации в таком случае определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Аналогичное правило о компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, предусмотрено Законом Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области».
Согласно ст.6 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Из изложенного следует, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан профинансировать те расходы муниципального образования, которые заложены в им же самим принятых законах и подзаконных актах.
Однако невыполнение субъектом Федерации своих обязанностей перед входящим в его состав муниципальным образованием не является основанием для издания нормативных актов, ограничивающих права и свободы определенной категории граждан (в данном случае муниципальных служащих), установленные действующим федеральным и областным законодательством.
Доводы представителя Собрания представителей Сердобского района Пензенской области Дарюшина Ю.Н. о том, что в настоящее время законодательство Пензенской области по вопросам пенсионного обеспечения муниципальных служащих изменилось, а результате отмены Решения Собрания представителей Номер обезличен от Дата обезличена Дата обезличена будут действовать одновременно два Решения - Номер обезличен от Дата обезличена Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена, устанавливающие размер и порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечень должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет не состоятельны, поскольку Собрание представителей Сердобского района Пензенской области не лишено возможности привести изданные им нормативные правовые акты в соответствие с действующим законодательством Пензенской области.
Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, решение Собрания представителей Сердобского района от Дата обезличена Номер обезличен нарушает право муниципальных служащих на получение пенсии за выслугу лет, предоставленное Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Пензенской области от 08.09.2004г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» и, следовательно, должно быть признано недействующим с момента его принятия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198, 251-253 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Сердобского района удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от Дата обезличена Дата обезличена Номер обезличен.
Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд.
Судья В.А. Рыбалко.
Решение в окончательной форме изготовлено 6.09.2010 года.