Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 г. г. Сердобск.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
При секретаре Моткиной С.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Петрушкиной Н.А. к ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пе6нсии по старости
У с т а н о в и л:
Петрушкина Н.А. обратилась в суд с иском об оспаривании решения Государственного учреждения управления пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ УПФ РФ) по г.Сердобску и Сердобскому району, мотивируя тем, что решением комиссии по назначению пенсий при ГУ УПФ РФ по гор.Сердобску и Сердобскому району от Дата обезличена года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого педагогического стажа работы.
При этом из её специального стажа был исключен период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности музыкального руководителя в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» так как данное учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С отказом комиссии ГУ УПФ РФ по гор.Сердобску и Сердобскому району о назначении ей досрочной трудовой пенсии она не согласна, так как действия ответчика об исключении из её стажа периодов работы Дата обезличена года по Дата обезличена год в должности музыкального руководителя в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» ущемляют её законные права.
Данное учреждение является учреждением социального обслуживания населения. В составе данного учреждения действует социальный приют для детей, в котором она занимает должность музыкального руководителя.
Поскольку в указанные периоды она занималась педагогической деятельностью в учреждении социального обслуживания, просит суд обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение её права и засчитать данный период в специальный её трудовой стаж.
В судебном заседании Петрушкина Н.А. требования поддержала и дополнила прося суд обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 15.07.2010 года, то есть с даты обращения в ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району за её назначением..
При этом истица пояснила, что она имеет педагогическое образование. С 6 октября 2000 года по настоящее время она работает в социальном приюте, являющимся структурным подразделением МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» в должности музыкального руководителя. Отделение социальный приют для детей, являющееся структурным подразделением МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» фактически было создано на базе ранее существовавшего социального приюта для детей и подростков, функции которого в соответствии с постановлением главы администрации г.Сердобска пензенской области от 26.01.1996 года №58 были переданы городскому территориальному центру социального обслуживания населения, который в последствии был преобразован в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения». Работа ей осуществляется с полной нагрузкой. Она ежедневно занимается духовным и музыкальным воспитанием детей. Причем дети, находящиеся в приюте - различного возраста и категорий развития. Это требует индивидуального подхода к каждому. Она проводит как индивидуальные, так и групповые музыкальные занятия с детьми, проводит различные праздники, организует досуг детей, находящихся в приюте. Ведет необходимую документацию. В своей работе руководствуется должностными обязанностями музыкального руководителя. Её рабочее место никогда не менялось и всегда было в социальном приюте для детей и подростков.
Дата обезличена года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицо не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность. При этом она предоставила необходимые документы.
Решением комиссии по назначению пенсий при ГУ УПФ РФ по гор.Сердобску и Сердобскому району от Дата обезличена года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого педагогического стажа работы.
Данный отказ она считает незаконным, ущемляющим её права на социальное обеспечение.
Представитель ГУ УПФ РФ по гор.Сердобску и Сердобскому району - по доверенности юрисконсульт Миронова Н.Г. иск не признала и пояснила, что решением комиссии при ГУ УПФ РФ от Дата обезличена года Петрушкиной Н.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы на законном основании.
Из специального стажа Петрушкиной Н.А. обоснованно исключен период её работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности музыкального руководителя в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения». Петрушкина Н.А. действительно в указанный период занималась педагогической деятельностью, однако, данное учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года №781.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что она работает в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» заместителем директора. В 2009 году она некоторое время работала заведующей отделения социального приюта для детей, а ранее, с 2000 года работала педагогом-психологом в данном приюте. Петрушкина Н.А. работает музыкальным руководителем в социальном приюте при МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения». Работа ей осуществляется с полной нагрузкой. В её обязанности входит духовное и музыкальное развитие детей. Дети, находящиеся в приюте - различного возраста и категорий развития, а иногда и инвалиды. Это требует индивидуального подхода к каждому, Петрушкина Н.А. проводит как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми. Проводит различные праздники, подготовку к ним. Реализует социально-реабилитационные программы. Консультирует родителей и специалистов. Ведет необходимую документацию. В своей работе руководствуется должностными обязанностями музыкального руководителя.
Свидетель ФИО5 в суде показала, что она работает специалистом по воспитательной работе в социальном приюте МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» с 1996 года. Петрушкина Н.А. работает в данном приюте музыкальным руководителем с 2000 года. Работу она осуществляет ежедневно с полной нагрузкой. Дети в приюте разного возраста и развития. .. Количество детей в приюте колеблется и составляет в среднем 11 человек.
Показаниям свидетелей суд доверяет, считает их правдивыми, согласующимися с материалами дела. Их совместная работа с истицей подтверждается записями в их трудовых книжках.
Выслушав участников процесса. Изучив материалы дела, суд считает, что требования Петрушкиной Н.А. подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что приказом Номер обезличен от Дата обезличена года Петрушкина Н.А. принята музыкальным руководителем в Сердобский городской территориальный Центр социального обслуживания населения. Постановлением Главы администрации Сердобского района от 11.10.2006 года №192 данное учреждение преобразовано в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения», о чем свидетельствует запись в её трудовой книжке. В данном учреждении Петрушкина Н.А. работает по настоящее время.
В судебном заседании установлено, что в указанный период Петрушкина Н.А. занималась педагогической деятельностью.
Данное обстоятельство подтверждается записью в трудовой книжке, показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, должностными обязанностями музыкального руководителя.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года Петрушкина Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району от Дата обезличена года ей в этом было отказано.
Суд находит данный отказ незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия пол старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Отказывая Петрушкиной Н.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, комиссия ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району указала, что Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода работы Петрушкиной Н.А.. в должности музыкального руководителя в социальном приюте МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения», поскольку данное учреждение не поименовано в списке, а социальный приют является лишь структурным подразделением и не обладает статусом самостоятельного юридического лица.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 ст. 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства РФ N 1067 от 22 сентября 1999 года и вступившему в силу с 1 ноября 1999 года и действовавшему на дату поступления Петрушкиной Н.А. в должность музыкального руководителя, в наименовании должностей имеется должность музыкального руководителя; в наименовании учреждений - учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсию по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В данных Списке имеется должность музыкального руководителя, в наименовании учреждений социального обслуживания - социальный приют для детей и подростков.
Исследуя доказательства по делу в их совокупности и требования действующего законодательства, суд считает, что Петрушкина Н.А. осуществляла педагогическую деятельность в учреждении социального обслуживания.
В судебном заседании установлено, что МУ«Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» является учреждением муниципальной системы социального обслуживания населения, что подтверждается Уставом МУ«Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения».
Согласно Положению о социальном приюте, утвержденному директором городского территориального Центра социального обслуживания населения 7.02.1996 года, социальный приют для детей и подростков является структурным подразделением городского территориального Центра социального обслуживания населения, оказывающим социальную помощь безнадзорным детям и подросткам и осуществляющим комплекс мер по их социальной реабилитации (п.1.1).
Основными целями и задачами социального приюта являются: оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам; организация временного проживания детей и подростков; оказание правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи; дальнейшее жизнеустройство; обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдения норм гигиены; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещения образовательных учреждений или обеспечение обучения по индивидуальной программе; оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам их заменяющих; содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные положения совпадают с целями и задачами, изложенными в Примерном положении о социальном приюте для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 года №896, где основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (п.3).
Согласно п.9 Примерного положения приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения, вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении несовершеннолетних. Самовольно ушедших из указанных учреждений.
То, что социальный приют не является обособленным юридическим лицом, а входит в качестве структурного подразделения в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» не имеет существенного значения, поскольку характер, специфика и условия осуществляемой Петрушкиной Н.А. работы, выполняемых ею функциональных обязанностей, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности социального приюта, совпадают с одной из задач Центра, в котором работает Петрушкина Н.А., а именно - оказание социально незащищенным гражданам, семьям, несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, комплекса необходимых мер по её преодолению; обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (п.п.3.2 и 3.3 Устава Центра).
В судебном заседании установлено, что отделение социальный приют для детей, являющееся структурным подразделением МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» фактически было создано на базе ранее существовавшего социального приюта для детей и подростков, функции которого в соответствии с постановлением главы администрации г.Сердобска пензенской области от 26.01.1996 года №58 были переданы городскому территориальному центру социального обслуживания населения, который в последствии был преобразован в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения»
Следовательно, период работы Петрушкиной Н.А. в должности музыкального руководителя в МУ «Сердобский районный комплексный Центр социального обслуживания населения» с Дата обезличена года по Дата обезличена года подлежит включению в специальный стаж, дающий Петрушкиной Н.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п.1 ст.19 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №177-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд считает, что пенсия Петрушкиной Н.А. должна быть назначена с момента её обращения в ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району, то есть с Дата обезличена года - даты подачи соответствующего заявления ответчику, поскольку на момент данного обращения за трудовой пенсией в ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району она имела право на указанную пенсию, однако не смогла реализовать его по независящим от неё обстоятельствам.
Поскольку решение комиссии ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому р-ну от Дата обезличенаг. (протокол №125) нарушает право Петрушкиной Н.А. на социальное обеспечение по возрасту, данное решение должно быть признано недействительным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Петрушкиной Н.А. к ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому р-ну об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии по назначению пенсий ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому р-ну от Дата обезличена г. ( протокол № 125), отказавшей Петрушкиной Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому р-ну включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Петрушкиной Н.А. период её работы в должности музыкального руководителя в отделении социальный приют МУ «Сердобского районного комплексного центра социального обслуживания населения» с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., и назначить Петрушкиной Н.А. досрочно трудовую пенсию по старости с Дата обезличенаг.
Решение в течение 10 дней со дня вынесения может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд.
Судья В.А.Рыбалко.