Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 октября 2010 г. г. Сердобск.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
С участием прокурора Безгубовой О.Е.
При секретаре Моткиной С.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Тимофеевой С.В. к УФСИН России по Пензенской области, ФБУ ЛИУ - 6 о признании приказа о сокращении штатов незаконным, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, взыскании морального вреда.
У с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что она работала в ФБУ ЛИУ-6 в должности фармацевта с Дата обезличена года. Имеет специальность фармацевт и первую квалификационную категорию по специальности «Фармацея».
Приказом Номер обезличенлс от Дата обезличена года она была уволена с работы по сокращению штата работников организации по п.2 ст.81 ТК РФ.
На основании приказа УФСИН России по Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличена года об организационно-штатных вопросах утвержден перечень изменений в штатных расписаниях Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области. На основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена года сокращается должность фармацевта.
Она в письменной форме попросила указать причину сокращения именно её должности, но её заявление не было принято без указания причин.
Считает приказ Номер обезличен от Дата обезличена года УФСИН России не правомерным, так как в нем не указана экономическая обоснованность причины сокращения должности фармацевта.
Одновременно, в виду необоснованности данного приказа, считает приказ Номер обезличен ФБУ ЛИУ-6 о её увольнении также экономически не обоснованным, поскольку после её увольнения в аптеке работает один работник - заведующая аптекой и ей фактически приходится исполнять и свои и её обязанности, предусмотренные должностными инструкциями ФБУ ЛИУ-6 УФСИН РФ по Пензенской области, что является повышенной нагрузкой.
Незаконным увольнением ей причинен моральный ущерб. Её нравственные страдания выразились в том, что в момент вручения уведомления и в момент увольнения она очень неприятно чувствовала себя униженной. Кроме того, у неё стало ухудшаться здоровье, она стала себя плохо чувствовать. Считает, что эти все нервные стрессы связанные с её увольнением отразятся на её здоровье в дальнейшем.
Просит признать приказ Номер обезличен от Дата обезличена года УФСИН России по Пензенской области о сокращении штатов незаконным, восстановить на работе в должности фармацевта в ФБУ ЛИУ-6 УФСИН РФ по Пензенской области, взыскать с ФБУ ЛИУ-6 УФСИН РФ по Пензенской области в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула с Дата обезличена года и по день вынесения решения суда и компенсацию морального вреда в сумме Номер обезличен рублей.
В судебном заседании истица требования поддержала и пояснила, что ФБУ ЛИУ-6 является лечебным учреждением и имеет статус межобластной туберкулезной больницы. Аптека в ФБУ ЛИУ - 6 обслуживает как стационар, так и больных, находящихся на амбулаторном лечении. В соответствии с п.75 приказом Министерства здравоохранения СССР №600 от 6.06.1997 года «О штатных нормативах медицинского и фармацевтического персонала» в штатном расписании ФБУ ЛИУ-6 помимо заведующей аптекой должна иметься должность фармацевта. В ФБУ ЛИУ-6 количество коек не сократилось и составляет 115. При работе без фармацевта, у заведующей аптекой, повысится нагрузка. Кроме того, не известно кто буде выполнять её функции при её болезни и уходе в отпуск. При работе в аптеке ФБУ ЛИУ-6 она выполняла производственные функции - расфасовывала лекарства, изготовляла растворы. Аптека ФБУ ЛИУ-6 обслуживалась по прямым договорам с поставщиками. При увольнении не была соблюдена процедура увольнения. В ФБУ ЛИУ-6 на день увольнения имелись должности врача-бактериолога и медицинской сестры. Однако ей эти должности не предложили. Образование врача и медицинской сестры и соответствующие сертификаты она не имеет. Однако ей не предложили пройти переобучение за счет ФБУ ЛИУ-6 по данным специальностям.
Представитель ответчика УФСИН РФ по Пензенской области по доверенности Шеина Н.Н. в суде требования Тимофеевой С.В. не признала и пояснила, что приказ Номер обезличен издан на основании рапорта начальника медицинской части УФСИН РФ по Пензенской области. Данный приказ экономически обоснован. Нагрузка в аптеке ФБУ ЛИУ-6 позволяет работать лишь одной заведующей. Производственной деятельностью данная аптека не занимается, а лишь контролирует движение готовых лекарственных средств. Лицензия у данной аптеки без права изготовления лекарственных средств.
Представитель ответчика УФСИН РФ по Пензенской области по доверенности Кузнецова Е.А. в суде требования Тимофеевой С.В. не признала и пояснила, что приказ Номер обезличен издан законно и соответствует требованиям ТК РФ. Данный приказ издан на основании рапорта начальника медицинского отдела УФСИН РФ по Пензенской области. В штатном расписании УФСИН РФ по Пензенской области необходимо было ввести имели две ставки - врача и лаборанта, поскольку в 2009 - 2010 годах увеличилось количество ВИЧ инфицированных осужденных. Это требовало работы врача и лаборанта с полной нагрузкой. Поскольку в аптеке ФБУ ЛИУ-6 имелось две единицы - заведующей и фармацевта, а в остальных аптеках лишь заведующие, было принято решение единицу фармацевта в аптеке ФБУ ЛИУ-6 сократить и за счет этого увеличить ставки врача и лаборанта. Поскольку аптека в ФБУ ЛИУ-6 не занималась изготовлением лекарства, то движение лекарственных средств может осуществлять одна заведующая.
Представитель ФБУ ЛИУ-6 по доверенности Коновалов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что увольнение Тимофеевой С.В. было произведено в соответствии с законодательством о труде. Основанием для увольнения был приказ УФСИН РФ по Пензенской области о сокращении из штатного расписания должности фармацевта. Тимофеева С.В. была предупреждена об увольнении более чем за два месяца. Ей была предложена вакантная должность, от которой она отказалась. Другой должности, соответствующей её квалификации не имелось. Все необходимые выплаты Тимофеевой С.В. были своевременно произведены. На день увольнения в ФБУ ЛИУ-6 имелись вакантные должности врача - бактериолога и медицинской сестры. Однако у Тмофеевой С.В. не имелось специального образования и сертификата для того, чтобы претендовать на эти должности. Моральный вред считает заявлен не обоснованно, поскольку никакого унижения со стороны руководства ФБУ ЛИУ-6 в отношении Тимофеевой допущено не было. Аптека при ФБУ ЛИУ-6 не производит лекарственные средства, а лишь их получает, хранит и отпускает. Снабжение аптеки осуществляется с других аптечных баз.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 показала, что она работает начальником медицинского отдела УФСИН РФ по Пензенской области. В последнее время в учреждениях УФСИН РФ по Пензенской области увеличилось количество осужденных и подследственных, страдающих социально значимыми заболеваниями, прежде всего туберкулёзом и ВИЧ инфекцией. Как правило, данная категория осуждённых и подследственных, находясь на свободе, за медицинской помощи не обращается и не обследуется. В данной ситуации на клинико-диагностическую лабораторию следственного изолятора № 1 ложится повышенная нагрузка по обследованию и выявлению ВИЧ инфекции и туберкулёзодиагностике, тем более, что в настоящее время к организации лечебно-диагностической работы в условиях следственных изоляторов уделяется повышенное внимание со стороны контролирующих организаций, требующих соответствия оказываемой медицинской помощи установленным стандартам. В частности, в соответствии, со стандартами оказания медицинской помощи ВИЧ инфицированным осуждённым, при назначении лечения они должны быть проконсультированы врачом инфекционистом. Между тем, в медицинских подразделениях УФСИН России по Пензенской области данного специалиста нет.
В аптеке ФБУ ЛИУ-6 имелись 2 штатные единицы. Данная аптека единственная среди всех аптек имеющая в своём составе 2 единицы.
В связи с тем, что в современных условиях аптека учреждения ФБУ ЛИУ-6 не осуществляет производственную деятельность по изготовлению лекарственных форм, а занимается движением уже готовых рецептурных лекарств, нагрузка на имеющийся фармацевтический персонал недостаточна.
В целях улучшения медико-санитарного обеспечения в подразделениях УФСИН России по Пензенской области, были введены 0,5 ставки врача инфекциониста в областной больнице ИК-5 и 1 ставки лаборанта в СИЗО-1 (вместо 0,5 имеющейся) за счёт 1 ставки фармацевта ФБУ ЛИУ-6.
Лекарственные средства в аптеке ФБУ ЛИУ-6 не изготовляются и не должны изготовляться, что указано в лицензии, выданной Росздравнадзором.
Ссылка Тимофеевой С.В. на приказ ФСИН России Номер обезличен от Дата обезличена года о том, что данным приказом должность фармацевта при наличии более 100 коек в больнице определена, необоснованна, поскольку данный приказ содержит лишь примерный перечень штатных единиц. Приказом не учтено, что аптека ФБУ ЛИУ-6 не изготавливает лекарства. В этом же приказе предусмотрено финансирование больниц в пределах сметы уголовно-исполнительной системы. На 2009-2010 годы смета финансирования не увеличилась и финансирование 0.5 ставки врача-инфекциониста и ставки лаборанта в СИЗО-1 сметой не предусмотрено. Дальнейшее затягивание вопроса о введении этих единиц может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку ВИЧ заболевания при отсутствии мероприятий, установленных медицинскими стандартами являются общественно опасными. Особенно в зоне повышенного риска, которыми являются исправительные учреждения. Данные стандарты утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ 9.07.2008 года №474 и №475. Приготовление растворов, фасовка лекарств не являются изготовлением лекарств, а лишь являются действиями по приспособлению лекарственных препаратов к применению.
Должностные обязанности фармацевта при отсутствии изготовления лекарств, сводились лишь к приемке товара, его распределению по местам хранения, контролю за сроком годности и ведению документации. Эти обязанности почти идентичны обязанностям заведующего аптекой.
Выслушав участников процесса, суд считает, что требования Тимофеевой С.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истица работала в ФБУ ЛИУ-6 в должности фармацевта с Дата обезличена года. Имеет специальность фармацевт и первую квалификационную категорию по специальности «Фармацея».
На основании приказа УФСИН России по Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличена года об организационно-штатных вопросах утвержден перечень изменений в штатных расписаниях Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области и в соответствии с данным приказом сокращена должность фармацевта.
Приказом Номер обезличенлс от Дата обезличена года истица была уволена с работы по сокращению штата работников организации по п.2 ст.81 ТК РФ.
Суд находит данное увольнение законным.
Как установлено в судебном заседании приказ приказа УФСИН России по Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличена года был издан в соответствии с экономическими обоснованиями. Данные обоснования изложены в рапорте начальника медицинского отдела УФСИН России по Пензенской области.
Кроме того, обоснованность данного приказа подтверждается справкой о росте количества осужденных и подследственных в учреждениях УФСИН РФ по Пензенской области.
Ссылка Тимофеевой С.В. о том, что приказом ФСИН РФ Номер обезличен от Дата обезличена года в обязательно порядке должна быть установлена должность фармацевта при наличии более 100 коек в больнице, по мнению суда необоснованна, поскольку данный приказ содержит лишь примерный перечень штатных единиц. В этом же приказе предусмотрено финансирование больниц в пределах сметы уголовно-исполнительной системы. На 2009-2010 годы смета финансирования не увеличилась и финансирование 0.5 ставки врача-инфекциониста и увеличение с 0.5 ставки до ставки лаборанта в СИЗО-1 сметой не предусмотрено.
Суд считает, что Руководство УФСИН РФ по Пензенской области обоснованно пришло к выводу, что дальнейшее затягивание вопроса о введении этих единиц может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку ВИЧ заболевания при отсутствии мероприятий, установленных медицинскими стандартами утвержденными приказами Минздравсоцразвития РФ 9.07.2008 года №474 и №475 в зоне повышенного риска, которыми являются исправительные учреждения являются общественно опасными.
Доводы Тимофеевой С.В. о том, что в её обязанности входило производство лекарственных средств, не нашли свое подтверждение в судебном заседании и опровергаются лицензией ФС-58-02-000130 от 29.12.2008 года, согласно которой аптека ФБУ ЛИУ-6 не имеет права на изготовление лекарственных средств, должностной инструкцией фармацевта лечебно-исправительного учреждения №6 УФСИН России по Пензенской области. Кроме того, данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании свидетель Чекушина О.А., пояснившая, что составление растворов не является изготовлением лекарственных средств, я является действиями по приспособлению лекарства к удобному применению.
Суд считает, что увольнение Тимофеевой С.В. произведено в соответствии с требованиями ТК РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Согласно ч.2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В судебном заседании установлено, что Тимофеева С.В. более чем за два месяца была предупреждена под роспись о предстоящем увольнении по сокращению штата, о чем свидетельствует её роспись в уведомлении от Дата обезличена года.
Установлено и признано истицей, что Тимофеевой С.В. предлагалась вакантная должность в ФБУ ЛИУ-6, однако от данной работы Тимофеева С.В. отказалась. Данное обстоятельство подтверждается листом собеседования от Дата обезличена года.
Доводы Тимофеевой С.В. о том, что она могла работать врачом-бактериологом и медицинской сестрой опровергаются материалами дела - должностными обязанностями врача-бактериолога и медицинской сестры, согласно которым для работы в данных должностях необходимо иметь специальное образование и соответствующий сертификат. Как видно из диплома ЗТ Номер обезличен, Тимофеева С.В. имеет образование фармацевт.
Поскольку увольнение произведено законно, оснований для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Тимофеевой С.В. в иске к УФСИН России по Пензенской области, ФБУ ЛИУ - 6 о признании приказа о сокращении штатов незаконным, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, взыскании морального вреда отказать.
Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд.
Судья В.А.Рыбалко.
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2010 года.
Судья В.А.Рыбалко.