о признании незаконным отказа в постановке на учет



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 г. г. Сердобск.

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

Председательствующего Рыбалко В.А.,

При секретаре Моткиной С. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Панина С.Т. к Администрации г.Сердобска о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что он является участником и инвалидом Великой Отечественной войны.

В мае 2008 года Президентом РФ был подписан указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в соответствии с которым государство приняло на себя обязательство об обеспечении жильем нуждающихся в улучшении ветеранов ВОВ.

В соответствии с действующим законодательством «О ветеранах» он имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Он проживает в доме, который принадлежит ему на праве личной собственности, который не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, поскольку является ветхим.

Он обратился с заявлением в администрацию г.Сердобска о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако постановлением главы администрации г.Сердобска от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано, поскольку он имеет в собственности жилой дом и по заключению межведомственной комиссии его дом пригоден для проживания.

Просит суд признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для проживания незаконным, поскольку обследование его дома произведено поверхностно. Кроме того, экспертным исследованием, произведенным специалистами АНО НИЛСЭ г.Пензы определен физический износ его дома равный 68 процентам, в связи с чем считает, что его дом следует классифицировать как ветхое строение.

Отказ Администрации ущемляет его права, в связи с чем просит суд признать постановление главы администрации г.Сердобска Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание Панин С.Т. не явился, прося дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель Панина С.Т. адвокат Викулова Т.В., представившая ордер 3834 в суде требования поддержала, пояснив, что экспертными заключениями установлен процент износа жилого дома, принадлежащего Панину С.Т. Данный процент составил как минимум 66 процентов. Это позволяет дом, принадлежащий Панину С.Т. признать непригодным для проживания. Поскольку дом не пригоден для проживания, то Панину С.Т. незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Администрации г.Сердобска Сердобского района по доверенности Савельева Ю.А. в суде требования Панина С.Т. не признала и пояснила, что Панину С.Т. обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку по заключению межведомственной комиссии его жилой дом признан пригодным для проживания.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования Панина С.Т. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 п. п. 4 ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального Закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанных положений Федерального закона принят Закон Пензенской области от 27.02.2010 года № 1870 -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области».

Действие указанного Закона распространено на инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно ч.1 ст. 2 указанного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее
учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного
самоуправления;

1) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или
собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения,
проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется
больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой
совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного
жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на
праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской
Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Панин С.Т. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы.

Истец Панин С.Т. зарегистрирован и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Панин С.Т. обратился в Администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области с заявлением об обеспечении его жильем, как инвалида Великой Отечественной войны.

Постановлением Главы Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ « О признании Ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», Панину С.Т. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. При этом основанием к отказу послужило заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилой <адрес> в г.Сердобске Сердобского района Пензенской области, принадлежащий Панину С.Т. признан пригодным для проживания.

Суд находит данный отказ и заключение межведомственной комиссии незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или
отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до
недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных
конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не
позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических
требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для
человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня
радиационного фона и физических факторов, наличия источников шума, вибрации,
электромагнитных полей.

Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья вплоть до аварийного состояния, наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм в процессе градостроительной деятельности, негативным изменением факторов внешней среды и микроклимата жилого помещения.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10 утверждены Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных.

В соответствии с п. 2.1 Критериев... к непригодным для проживания относятся: жилые дома в аварийном состоянии; ветхие жилые дома.

К ветхим жилым домам относятся:

а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70
процентов;

б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с
физическим износом свыше 65 процентов.

Как следует из акта экспертного исследования представленного истцом, физический износ деревянного жилого дома, расположенного по адресу: г.Сердобск, Сердобский район, Пензенская обл., ул.Кириллова, 16 составляет 68 %, а согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы 1948/16.1-2 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела, физический износ деревянного жилого дома, расположенного по адресу: г.Сердобск, Сердобский район, Пензенская обл., <адрес> составляет 66 %, что позволяет его отнести к ветхому жилью.

У суда отсутствуют основания не доверять выводам, изложенным в акте и в заключении экспертизы, поскольку они согласуются между собой. Выводы экспертов со стороны представителя ответчика в судебном заседании не оспаривались.

При указанных обстоятельствах, суд не может согласиться с выводами межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Сердобска о том, что техническое состояние жилого дома работоспособное, основные несущие конструкции не исчерпали несущую способность и не требуют замены, обеспечивают необходимый уровень надежности, прочности и устойчивости, проведение капитального ремонта рекомендуется, так как занимаемое истцом Паниным С.Т. жилое помещение является ветхим, не пригодным для проживания, поскольку физический износ указанного дома составляет 66 %.

Суд считает, что проживание в доме представляет опасность для жизни и здоровья человека; устранение опасности для жизни и здоровья людей путем проведения текущего или капитального ремонта жилого дома невозможно.

Суд находит заключение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку в нарушение п. 33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, комиссией не установлен физический износ жилого <адрес> в г.Сердобске в процессе его эксплуатации.

По вышеизложенным основаниям, суд признает постановление, вынесенное Главой Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании Ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» в части отказа Панину С.Т. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке нам учет незаконным, как не соответствующее требованиям закона и нарушающее права истца.

Требования истца Панина С.Т. о признании за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, суд находит подлежащими удовлетворению, поскольку истец зарегистрирован в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а потому имеются основания для признания Панина С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поскольку заявление Паниным С.Т. подано ДД.ММ.ГГГГ, суд, установив данный отказ незаконным, обязан восстановить права Панина С.Т. в полном объеме.

В соответствии со ст.37 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, а также взимать плату за производство судебных экспертиз, назначенных судом по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Судебно-строительная экспертиза по настоящему делу проведена по ходатайству представителя Администрации г.Сердобска Сердобского района в установленном законом порядке, и выводы данной экспертизы признаны судом достоверным и допустимым доказательством.

Стоимость производства судебно-почерковедческой экспертизы определена расчетом стоимости экспертных услуг и составила8433 рубля 60 копеек.

При назначении экспертизы истцу была разъяснена обязанность возместить затраты экспертному учреждению по производству экспертизы, о чем было указано в определении о назначении экспертизы.

Суд считает, что с администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области в пользу ГУ Пензенская лаборатория судебной экспертизы подлежит взысканию оплата за проведение судебно-строительной экспертизы в сумме 8433 рубля 60 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Иск Панина СТ. к Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения - жилого <адрес> в г.Сердобске пригодным для проживания незаконным.

Признать Постановление Главы Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании Ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», в части отказа Панину С.Т. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет незаконным.

Признать за Паниным С.Т. право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч1 ст. 2 закона Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области в пользу Государственного учреждения Пензенская лаборатория судебной экспертизы за производство судебно-строительной экспертизы 8433 рубля 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Седобский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья В.А.Рыбалко.