Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 г. г.Сердобск.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
При секретаре Моткиной С.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района о признании недействующими с момента принятия части 1 статьи 4 в части и абзаца 2 статьи 6 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденного решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2.
У с т а н о в и л:
Прокурор Сердобского района обратился в суд с заявлением о признании не действующими с момента принятия части 1 статьи 4 в части и абзаца 2 статьи 6 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденного решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2 мотивируя тем, что решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было утверждено Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет.
Согласно ст. 6 Положения о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района (утв. Решением Собрания представителей Сердобского района от 27.06.2005г. № 203-21/1) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и лицам, замещающим муниципальные должности Сердобского района включаются периоды работы на государственных должностях РФ, должностях федеральной государственной службы, государственных должностях Пензенской области, должностях государственной гражданской службы Пензенской области, муниципальных должностях, и должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления, а также иные периоды работы (службы), определяемые Законом Пензенской области от 09.03.2005г. № 754-ЗПО «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж муниципальной службы муниципальных служащих в Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Пензенской области, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет».
Включению в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим подлежали работа в советах народного хозяйства, в аппаратах центральных профсоюзных органов, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов, периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Пензенской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Пензенской области и т.д.
На основании ст. 4 Закона Пензенской области от 09.03.2005г. № 754-ЗПО включение указанных периодов в стаж муниципальной службы осуществлялось на основании главы решений муниципального образования и главы местной администрации.
С 01.01.2011 года вступило в силу Решение Собрания представителей Сердобского района от 28.05.2010г. № 895-70/2 «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района».
Данное решение было опубликовано в «Вестнике Сердобского района» от 05.06.2010г. № 10.
Считает, что при принятии указанного Положения нарушены права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Кроме того, Собранием представителей Сердобского района при принятии статьи 6 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района» в указанной редакции нарушены права муниципальных служащих, которым иные периоды работы (службы), определяемые Законом Пензенской области от 09.03.2005г. № 754-ЗПО и Законом Пензенской области от 20 февраля 2008 года N 1451-ЗПО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Пензенской области» были ранее засчитаны в стаж муниципальной службы на основании решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления Сердобского района.
При этом никаких правовых актов, устанавливающих механизм, компенсирующий их отмену ранее засчитанных в стаж муниципальной службы периодов работ, Собранием представителей Сердобского района не принималось.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утв. Решением Собрания представителей Сердобского района от 28.05.2010г. № 895-70/2, лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 2 настоящего Положения, указанная пенсия назначается при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и достижении ими возраста, установленного Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения трудовой пенсии по старости, либо при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и выходе на трудовую пенсию по инвалидности.
Считает, что при этом нарушены права муниципальных служащих имеющих стаж муниципальной службы не менее 15 лет и выходящих на пенсию по инвалидности, поскольку часть 1 статьи 4 ранее действовавшего Положения о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет, утвержденного Решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 предусматривала назначение пенсии за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и выходе на пенсию по инвалидности.
Считает, что статьи 4 и 6 Положения «О и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утв. решением Собрания представителей Сердобского района от 28.05.2010г. № 895-70/2 нарушают право муниципальных служащих на получение пенсии за выслугу лет, предоставленное Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Пензенской области от 08.09.2004г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», Законом Пензенской области от 20 февраля 2008 года N 1451-ЗПО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Пензенской области» стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Просит суд признать недействующей с момента принятия часть 1 статьи 4 в части слов «либо при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и выходе на трудовую пенсию по инвалидности» и абзац 2 статьи 6 Решения Собрания представителей Сердобского района от 28.05.2010г. № 895-70/2 «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района».
В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района Борисова Е.Л. доводы, изложенные в заявлении поддержала и уточнила, прося обязать Собрание представителей Сердобского района привести часть 1 статьи 4 в и абзац 2 статьи 6 Решения Собрания представителей Сердобского района от 28.05.2010г. № 895-70/2 «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района» в соответствие с действующим законодательством о гражданской и муниципальной службе.
Представитель Собрания представителей Сердобского района по доверенности Дарюшин Ю.Н. в суде заявленные требования не признал и пояснил, что требование прокурора Сердобского района незаконное, ибо оно не соответствует действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и судебной практике.
Положение «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденное решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2 принято с соблюдением всех правовых норм, о чем свидетельствует
заключение помощника прокурора Сердобского района, утвержденное прокурором района, от 01.06.2010 г. «О результатах проверки соответствия действующему законодательству решения Собрания представителей Сердобского района «Об утверждении Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района». В данном заключении содержатся утверждения: решение, которым утверждено новое положение, отвечает требованиям целесообразности и достаточности правового регулирования, наличия противоречий Конституции РФ, федеральному и областному законодательству, уже имеющимся правовым актам, в ходе проверки не выявлено.
Часть 2 статьи 18 Закона Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» от 08.09.2004 г. № 653-ЗПО устанавливает, что «2. Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования».
Считает, что требование прокурора Сердобского района незаконно, поскольку Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района, утвержденное решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» не может сейчас вновь отнесено к разряду действующих, поскольку было основано на Законе Пензенской области от 09.03.2005 г. №754-ЗПО. Данный закон 20.02.2008 г. был отменен. Вместо него принят новый Закон Пензенской области от 20.02.2008 г. № 1452-ЗПО «Об исчислении стажа муниципальной службы для установления муниципальным служащим в Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет». В данном Законе отсутствует принцип регулирования отношений по исчислению стажа для назначения пенсии муниципальным служащим.
Новое положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района основывается на новом Законе Пензенской области от 20.02.2008 г. № 1452-ЗПО.
Считает, что Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденного решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2 законное и просит суд в удовлетворении заявления прокурору Сердобского района отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве основного права муниципального служащего предусмотрено пенсионное обеспечение соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-
ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области
пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме
распространяются права государственного гражданского служащего
установленные федеральными законами и законами субъекта Российской
Федерации.
В соответствии с ч. 4.ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2009 г.), условия предоставлений права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было утверждено Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет.
Согласно ст. 6 данного Положения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и лицам, замещающим муниципальные должности Сердобского района включаются периоды работы на государственных должностях РФ, должностях федеральной государственной службы, государственных должностях Пензенской области, должностях государственной гражданской службы Пензенской области, муниципальных должностях, и должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления, а также иные периоды работы (службы), определяемые Законом Пензенской области от 09.03.2005г. № 754-ЗПО «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж муниципальной службы муниципальных служащих в Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Пензенской области, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет».
При этом включению в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим подлежали работа в советах народного хозяйства, в аппаратах центральных профсоюзных органов, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов, периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Пензенской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Пензенской области и т.д.
На основании ст. 4 Закона Пензенской области от 09.03.2005г. № 754-ЗПО включение указанных периодов в стаж муниципальной службы осуществлялось на основании решений главы муниципального образования и главы местной администрации.
Согласно ст. 18 Закона Пензенской области от 08.09.2004г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» на муниципального служащего в Пензенской области в части пенсионного обеспечения за выслугу лет распространяются права государственного гражданского служащего Пензенской области, установленного настоящим законом.
Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
Из содержания ст.7 названного Закона следует, что до принятия федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и членов их семей в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещающим государственные должности Пензенской области, включаются периоды работы (службы), определяемые Законом Пензенской области от 20 февраля 2008 года N 1451- ЗПО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Пензенской области».
В судебном заседании установлено, что частью 1 статьи 4 в части и абзацем 2 статьи 6 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденного решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2 нарушены права муниципальных служащих, которым иные периоды работы (службы), Законом Пензенской области от 20 февраля 2008 года N 1451-ЗПО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Пензенской области» были ранее засчитаны в стаж муниципальной службы на основании решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления Сердобского района.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, регулируя на основании статей 39 (часть2), 72 (пункты «б», «ж» части1) и 76(часть2) Конституции Российской Федерации условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Гарантированный статьей 19 (часть1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав, приобретаемых на основании закона. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.
Суд считает, что отменяя для части граждан, достигших возраста: мужчины - 60 лет, и женщины -55 лет, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, права на пенсионное обеспечение за выслугу лет и одновременно сохраняя это право для граждан, уже его реализовавших, Собрание представителей Сердобского района нарушило принцип равенства всех граждан перед законом, гарантированное им ст.19 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 мая 2006 года, положение пункта 5 статьи 27 Закона Краснодарского края от 28 декабря 2004 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Краснодарского края», в той части, в какой оно в системе правового регулирования, действовавшего с 1 января по 30 сентября 2005 года, служило основанием для прекращения выплаты назначенных ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности и государственные должности государственной службы Краснодарского края, без установления какого-либо механизма, компенсирующего их отмену, утрачивает силу и не подлежит применению как не соответствующее статьям 39 (части 1 и 2) и 55 9часть 3) Конституции Российской Федерации.
Суд считает, что в результате установления иного порядка исчисления стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района нарушаются права муниципальных служащих Сердобского района, достигших определенного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста: мужчины - 60 лет, и женщины -55 лет, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет (ст. 6 Закона Пензенской области от 8 сентября 2004 г. N 653-ЗПО).
При этом, изменяя установленный Решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области», порядок исчисления стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района, Собрание представителей Сердобского района не установило какой-либо механизм, компенсирующий его изменение.
Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, часть 1 статьи 4 в части слов «либо при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и выходе на трудовую пенсию по инвалидности» и абзац 2 статьи 6 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденные решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2 нарушают право муниципальных служащих на получение пенсии за выслугу лет, предоставленное Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Пензенской области от 08.09.2004г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» и, следовательно, должны быть признаны недействующими с момента их принятия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198, 251-253 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Сердобского района удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия часть 1 статьи 4 в части слов «либо при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и выходе на трудовую пенсию по инвалидности» и абзац 2 статьи 6 Положения «О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района», утвержденные решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 28.05.2010 года №895-70/2.
Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд.
Судья В.А. Рыбалко.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2011 года.
Судья В.А.Рыбалко.