Решение по заявлению прокурора к администрации Пригородного с/совета о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-178/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года г. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Дербенёва Н.В.

при секретаре Михеевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сердобского района к администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сердобского района Пензенской области обратился в суд с заявлением к администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности, мотивируя тем, что в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления поселения возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Прокуратурой Сердобского района совместно с государственным инспектором территориального отделения государственного пожарного надзора Сердобского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области. В ходе проверки установлены следующие нарушения пожарной безопасности: не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей, главных специалистов, лиц, исполняющих их обязанности, а также работников ответственных за пожарную безопасность, водителя пожарного автомобиля; по направлению движения к водоемам (водоисточникам) не установлены соответствующие указатели, знаки (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);территории с. Пригородное, с. Салтыково не очищены от горючих отходов и сухой травы; на территории населенных пунктов отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами 12х12 м на естественный водоем, расположенный вблизи с. Пригородное, с. Салтыково; соединения, оконцевания и ответвление жил проводов и кабелей выполнены в скрутку в здании администрации; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в здании администрации; окна в здании администрации заблокированы глухими металлическими решётками; стены на путях эвакуации в здании администрации окрашены горючей краской; не произведён замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки в здании администрации.

В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района Б. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области Глава администрации Х., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, указав, что исковые требования признает.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данным требованиям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1 Закона Пензенской области от 02.11.2004 года № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области» и ст. 2 устава, Пригородный сельский совет Сердобского района Пензенской области обладает статусом сельского поселения.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с его положениями к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131).

Указанные нормы Федерального закона № 131-ФЗ согласуются с требованиями ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», где указывается на то, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Кроме того, в соответствии с требованиями указанного закона на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по проведению противопожарной пропаганды и обучению мерам безопасности работников органов местного самоуправления (ст. 25 ФЗ № 69), соблюдению требований пожарной безопасности (ст. 37 ФЗ № 69).

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.

Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Пунктом 10 указанных Правил установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В судебном заседании было установлено, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Сердобского района совместно с государственным инспектором территориального отделения государственного пожарного надзора Сердобского района 22.02.2011 года на территории администраций Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области была составлена справка по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности, из которого следует, что администрацией Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области допущены следующие нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей, главных специалистов, лиц исполняющих их обязанности, а также работников ответственных за пожарную безопасность, водителя пожарного автомобиля; по направлению движения к водоемам (водоисточникам) не установлены соответствующие указатели, знаки (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на территории с. Пригородное, с. Салтыково не очищены от горючих отходов и сухой травы; на территории населенных пунктов отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами 12х12м на естественный водоем, расположенный вблизи с. Пригородное, с. Салтыково; соединения, оконцевания и ответвление жил проводов и кабелей выполнены в скрутку в здании администрации; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в здании администрации; окна в здании администрации заблокированы глухими металлическими решётками; стены на путях эвакуации в здании администрации окрашены горючей краской; не произведён замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки в здании администрации.

Кроме того, в материалах дела имеется объяснение от 22.02.2011 года главы администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области Х., из которого следует, что нарушения пожарной безопасности в деятельности администрации сельского совета, отраженные в справке прокурора Сердобского района, действительно имеются.

Дальнейшее бездействие со стороны администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории данного поселения, а также лиц, по тем или иным причинам, находящихся в здании администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут стать причиной возникновения пожаров на территории поселения, чем ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей и иных граждан, находящихся на территории поселения, а также работников органов местного самоуправления и граждан в момент нахождения их в здании данной администрации сельского совета, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, кроме того, представитель администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области согласен с исковым заявлением прокурора, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав исковое заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Сердобского района Пензенской области исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области в срок не позднее 1.07.2011 года провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на территории поселения, а именно: провести обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей, главных специалистов, лиц, исполняющих их обязанности, а также работников ответственных за пожарную безопасность, водителя пожарного автомобиля; по направлению движения к водоемам (водоисточникам) установить соответствующие указатели, знаки (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий); территорию с. Пригородное, с. Салтыково очистить от горючих отходов и сухой травы; на территории населенных пунктов установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара; создать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12х12м на естественный водоем, расположенный вблизи с. Пригородное, с. Салтыково; соединения, оконцевания и ответвление жил проводов и кабелей в здании администрации привести в надлежащее состояние; установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании администрации; окна в здании администрации разблокировать; стены на путях эвакуации в здании администрации привести в надлежащее состояние; произвести замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки в здании администрации.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Н.В.Дербенёв.