Дело № 2-177/2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2011 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Дербенёва Н.В.
при секретаре Михеевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сердобского района к администрациям Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сердобского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, мотивируя тем, что в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления поселения возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Прокуратурой Сердобского района совместно с инспектором территориального отделения государственного пожарного надзора Сердобского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области. В ходе проверки установлены следующие нарушения пожарной безопасности: не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей, главных специалистов, лиц исполняющих их обязанности, а также работников ответственных за пожарную безопасность; на территории администрации Карповского сельского совета отсутствует наружное противопожарное водоснабжение; на территории сел Карповка, Камзолка, Хотяново не обозначены места размещения и нахождения средств пожарной безопасности пожарного инвентаря, пожарным водоемам и водоисточникам; места, размещения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «не загромождать»; дороги и подъезды к наружным пожарным водоисточникам, используемым для целей пожаротушения к двум из трех водонапорных башен не очищены от снега, подъезд пожарной техники не возможен; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, знаки (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).
В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района Б. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Карповского сельсовета Сердобского района Пензенской области глава администрации П. в судебном заседании исковые требования прокурора признала и показала, что в настоящее время принимаются меры к устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.
Третье лицо- представитель ОГПН Сердобского района государственный инспектор Сердобского района по пожарному надзору Л., поддержал исковые требования прокурора Сердобского района и показал, что 22.02.2011 года была проведена проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области. В ходе указанной проверки были установлены нарушения пожарной безопасности на территории указанного сельского совета.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данным требованиям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1 Закона Пензенской области от 02.11.2004 года № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области» и ст.2 устава, Карповский сельский совет Сердобского района Пензенской области обладает статусом сельского поселения.
Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с его положениями к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч.1 ст. 14).
Указанные нормы Федерального закона № 131-ФЗ согласуются с требованиями ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», где указывается на то, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Кроме того, в соответствии с требованиями указанного закона на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по проведению противопожарной пропаганды и обучению мерам безопасности работников органов местного самоуправления (ст. 25 ФЗ № 69), соблюдению требований пожарной безопасности (ст. 37 ФЗ № 69).
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В судебном заседании было установлено, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Сердобского района совместно с государственным инспектором территориального отделения государственного пожарного надзора Сердобского района 22.02.2011 года на территории Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области, были установлены нарушения пожарной безопасности: не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей, главных специалистов, лиц исполняющих их обязанности, а также работников ответственных за пожарную безопасность; на территории администрации Карповского сельского совета отсутствует наружное противопожарное водоснабжение; на территории сел Карповка, Камзолка, Хотяново не обозначены места размещения и нахождения средств пожарной безопасности пожарного инвентаря, пожарным водоемам и водоисточникам; места размещения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «не загромождать»; дороги и подъезды к наружным пожарным водоисточникам, используемым для целей пожаротушения к двум из трех водонапорных башен не очищены от снега, подъезд пожарной техники не возможен; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, знаки (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).
Кроме того, в материалах дела имеется объяснение от 22.02.2011 года специалиста администрации Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области Ш., из которого следует, что нарушения пожарной безопасности в деятельности администрации сельского совета, отраженные в справке прокурора Сердобского района, действительно существуют.
Дальнейшее бездействие со стороны администрации Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории данного поселения, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут стать причиной возникновения пожаров на территории поселения, чем ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей и иных граждан, находящихся на территории поселения, а также работников органов местного самоуправления и граждан в момент нахождения их в здании данной администрации сельского совета, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, кроме того, представитель администрации Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области согласнен с исковым заявлением прокурора, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные прокурором Сердобского района Пензенской области исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Карповского сельского совета Сердобского района Пензенской области в срок не позднее 1.07.2011 года провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на территории поселения, а именно: провести обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей, главных специалистов, лиц исполняющих их обязанности, а также работников ответственных за пожарную безопасность; на территории администрации Карповского сельского совета установить наружное противопожарное водоснабжение; на территории сел Карповка, Камзолка, Хотяново обозначить места размещения и нахождения средств пожарной безопасности пожарного инвентаря, пожарным водоемам и водоисточникам; места размещения средств пожарной безопасности обозначить знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «не загромождать»; дороги и подъезды к наружным пожарным водоисточникам, используемым для целей пожаротушения к двум из трех водонапорных башен очистить от снега для подъезд пожарной техники; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, знаки (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Н.В.Дербенёв.