РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года г.Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Филь А.Ю.
с участием помощника прокурора Сердобского района Прохорова М.С.
при секретаре Худобиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района к Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сердобского района обратился в Сердобский городской суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласноп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги по <адрес> имеется снежный накат глубиной до <данные изъяты> см. Между Администрацией г.Сердобска Сердобского района и МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по механизированной и ручной уборке улиц от снега в зимний период ДД.ММ.ГГГГ. Указанная дорога является муниципальной дорогой общего значения. На основании изложенного, ссылаясь на положения п. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», распоряжение Минтранса РФ от 16.06.2003 года № ОС-548-р, руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог, утвержденное распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России 01.01.2004 года, просит суд признать незаконным бездействие Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части автодороги по <адрес> в соответствии с установленными правилами и стандартами, обязать Администрацию г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска принять меры по приведению указанного участка проезжей части автодороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно устранить снежный накат на указанном участке автодороги.
Помощник прокурора Сердобского района Прохоров М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, так как считает, что Администрацией принимались меры по обеспечению безопасности дорожного движения. ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> г.Сердобска Сердобского района Пензенской области был принят бюджет на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства и выполнение функций органами местного самоуправления, в том числе зимняя и летняя уборка улиц города, было определено <данные изъяты>. рублей. Администрацией были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по механизированной и ручной уборке улиц от снега в зимний период ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление работ по благоустройству г. Сердобска Сердобского района в зимнее время ДД.ММ.ГГГГ (россыпь противогололедных материалов январь), договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление работ по благоустройству <адрес> в зимнее время ДД.ММ.ГГГГ (ручная уборка тротуаров (дорожек), договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление работ по благоустройству <адрес> в зимнее время ДД.ММ.ГГГГ (механизированная уборка улиц города от снега), муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по заготовке песко-соляной смеси для противогололедных мероприятий в зимний период ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку товара (песко-соляную смесь) для противогололедных мероприятий в зимний период ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, осуществлялся контроль за выполнением указанных работ путем составления актов о приемке выполненных работ, проводились проверки выполненных работ по уборке улиц путем выхода на место.
Представитель МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с заявленными прокурором Сердобского района требованиями, при этом дополнительно пояснил, что МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска победило в открытом аукционе по благоустройству <адрес>, на основании чего с Администрацией г.Сердобска Сердобского района были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по механизированной и ручной уборке улиц от снега в зимний период ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска приняло на себя обязательства по выполнению работ по механизированной и ручной уборке улиц от снега в зимний период ДД.ММ.ГГГГ. Работа по выполнению работ по механизированной и ручной уборке улиц <адрес> от снега проводится в полную силу.
Представитель ГИБДД ОВД Сердобского района ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы заявления прокурора Сердобского района и просил суд удовлетворить заявленные требования, так как в связи с непринятием необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части автодороги в соответствии с установленными правилами и стандартами, образовался снежный накат глубиной до <данные изъяты> см на участке дороги по <адрес> от перекрестка с <адрес> до перекрестка с <адрес>, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям. Со стороны Администрации г. Сердобска Сердобского района и МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска не предпринимаются меры по устранению указанных в заявлении нарушений, выявленный в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ снежный накат с продольными колеями глубиной до <данные изъяты> см на участке дороги по <адрес> в <адрес> от перекрестка с <адрес> до перекрестка с <адрес> сохраняется до настоящего времени.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора <адрес> законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
А согласно ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При этом, как предусмотрено ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. А согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данное требование Закона согласуется со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где указывается на то, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Ст. <данные изъяты> Устава городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской области содержит в себе указание на вопросы местного значения городского поселения, одним из которых (п. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сердобска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разделу 1 Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству (раздел 3 Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п. 3.1.6. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4 и для группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам относящимся к категории «В» составляет 6 ч.
В соответствии с п. 2.4 Приложения № 3 «Требования к показателям, характеризующим содержание автомобильных дорог в зимний период» к «Руководству по оценке уровня содержания автомобильных дорог. ОДМ 218.0.000-2003", утвержденному распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России 01.01.2004 года, снежный накат на проезжей части в зимний период на дорогах группы дорог А1, А2, А3, Б не допускается, на дорогах группы В, Г1 не должен превышать 4 см, на дорогах группы Г2 не должен превышать 6 см.
В соответствии с п.п. "а" п.11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждённого указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возлагается на государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ.
В судебном заседании установлено, что согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором ОГИБДД ОВД по Сердобскому району ФИО5, на участке дороги по <адрес> в <адрес> от перекрестка с <адрес> до перекрестка с <адрес> выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: имеется снежный накат с продольными колеями глубиной до <данные изъяты> см.
Указанный в заявлении участок дороги является муниципальной дорогой общего значения, по транспортно - эксплуатационным характеристикам относится к группе «В».
Наличие снежного наката с продольными колеями глубиной до <данные изъяты> см на участке дороги по <адрес> в <адрес> от перекрестка с <адрес> до перекрестка с <адрес> подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, фотографией данного участка дороги от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением от ДД.ММ.ГГГГ директора МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска ФИО6 и не оспаривается представителями Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области и МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска.
Доводы представителя Администрации г. Сердобска Сердобского района по доверенности ФИО3 о том, что Администрацией г. Сердобска Сердобского района проведены все необходимые работы по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: в бюджете города Сердобска на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены денежные средства на содержание автомобильных дорог, были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по механизированной и ручной уборке улиц от снега в зимний период ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление работ по благоустройству <адрес> в зимнее время ДД.ММ.ГГГГ (россыпь противогололедных материалов январь), договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление работ по благоустройству <адрес> в зимнее время ДД.ММ.ГГГГ (ручная уборка тротуаров (дорожек), договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление работ по благоустройству <адрес> в зимнее время ДД.ММ.ГГГГ (механизированная уборка улиц города от снега), муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по заготовке песко-соляной смеси для противогололедных мероприятий в зимний период ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку товара (песко-соляную смесь) для противогололедных мероприятий в зимний период ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, осуществлялся контроль за выполнением указанных работ путем составления актов о приемке выполненных работ, проводились проверки выполненных работ по уборке улиц путем выхода на место, суд находит несостоятельными, поскольку из имеющихся в материалах дела муниципальных контрактов и договоров, в том числе: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на Администрацию г. Сердобска Сердобского района возложена обязанность по контролю за ходом и качеством выполняемых работ, корректировке работ по уборке улиц. Но при этом ни Администрацией г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, ни МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска не было представлено документов, подтверждающих осуществление данного контроля, кроме акта комиссионного обследования состояния и содержания улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно акту приемки законченных работ на производство работ по благоустройству <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ (зимнее время с ДД.ММ.ГГГГ, согласно контракта № от ДД.ММ.ГГГГ) общая оценка качества законченных работ - удовлетворительно, согласно акта комиссионного обследования состояния и содержания улично-дорожной сети г. Сердобска Сердобского района от ДД.ММ.ГГГГ при комиссионном обследовании установлено удовлетворительное состояние уличной дорожной сети г. Сердобска.
В связи с данными обстоятельствами прокурор Сердобского района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Сердобского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части автодороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> в соответствии с установленными правилами и стандартами.
Обязать МУП «Жилищное хозяйство» г.Сердобска и Администрацию г. Сердобска Сердобского района Пензенской области принять меры по приведению проезжей части автодороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:устранить снежный накат на проезжей части автодороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Филь А.Ю.