о защите жилищных прав



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 мая 2010 г. г. Сердобск.

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

Председательствующего Рыбалко В.А.,

При секретаре Моткиной С. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Полушкиной А. А. к администрации Пригородного сельского Совета Сердобского района Пензенской области о защите жилищных прав

установил:

Истица обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что она проживает в собственном доме и является вдовой участника Великой Отечественной войны. В соответствии с действующим законодательством пользуется льготами. В мае 2008 года Президентом РФ был подписан указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в соответствии с которым государство приняло на себя обязательство об обеспечении жильем нуждающихся в улучшении ветеранов ВОВ. Она страдает рядом хронических заболеваний, проживает в доме, который не пригоден для проживания, требует ремонта и в нем отсутствует вода и канализация. Она обратилась в администрацию Пригородного сельского Совета Сердобского района с просьбой предоставить ей жильё. Однако постановлением Главы администрации Пригородного сельского Совета Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано в связи с тем, что она имеет в собственности жилой дом. Однако она проживать одна без удобств и посторонней помощи не может.

Просит суд Признать постановление администрации Пригородного сельского Совета Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не законным, признать незаконным акт № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии о признании жилого <адрес> в <адрес> пригодным для проживания, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Пригородного сельского Совета поставить её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица требования поддержала и пояснила, что заключение межведомственной комиссии дано без полного обследования, дом нуждается в проведении ремонта, в доме отсутствует канализация и санузел. Газовое отопление не исправно.

Представитель истицы по доверенности Шарунов С.К. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Полушкина А.А. проживает в собственном доме. В данном доме отсутствуют туалет, ванная. В силу возраста и состояния здоровья Полушкиной А.А. трудно себя содержать.

Представитель администрации Пригородного сельского <адрес> по доверенности Пузанова Г.М. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Полушкиной А. А. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку является собственником жилого помещения, которое пригодно для проживания и обеспечена площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы для постановки на учет на улучшение жилищных условий по договорам социального найма. По её заявлению комиссия повторно приходила и обследовала дом более тщательно. Выводы были аналогичными первому заключению. Дом действительно требует ремонта.

Представитель министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Сердобского района в судебное заседание не явился.

Свидетель ФИО7 в суде показала, что Полушкина А.А. её родная сестра. Она страдает рядом заболеваний и ей тяжело ухаживать за собой. Дом сестры старый. Половицы скрепят. В доме нет туалета и ванной. Газовое отопление плохо работает.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования Полушкиной А.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 п. п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах» ветеранам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального Закона. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанных положений Федерального закона принят Закон Пензенской области от 27.02.2010 годка № 1870 -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области».

Действие указанного Закона распространено на вдов ветеранов Великой Отечественной войны.

Согласно ч.1 ст. 2 указанного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

1) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что Полушкина А.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается копией вкладыша к удостоверению № (л.д.10), свидетельством о заключении брака 11-ЖЕ № (л.д.19), свидетельством о смерти 1-ИЗ № (л.д.18).

Как видно из копии технического паспорта выданного ФГУП «Ростехинветраризация-Федеральное БТИ», свидетельства о государственной регистрации права, жилой <адрес> в <адрес>, общей площадью 29.1 кв.метр принадлежит Полушкиной А.А.

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» и Закона Пензенской области от 27.02.2010 годка № 1870 -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» Полушкина А.А. имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы администрации Пригородного сельского Совета Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ Полушкиной А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, а именно, заявительница предоставила документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Суд находит данное постановление соответствующим действующему законодательству.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно Акту обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в присутствии Полушкиной А.А. и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в с. Пригородное Сердобского района Пензенской области признан пригодным для проживания.

В соответствии с п. 33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов, наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья вплоть до аварийного состояния, наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм в процессе градостроительной деятельности, негативным изменением факторов внешней среды и микроклимата жилого помещения.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10 утверждены Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных.

В соответствии с п. 2.1 Критериев... к непригодным для проживания относятся: жилые дома в аварийном состоянии; ветхие жилые дома.

К ветхим жилым домам относятся:

а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;

б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> в <адрес> является бревенчатым, т.е. деревянным.

Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, процент износа жилого <адрес> в <адрес>составляет 55%, что не позволяет его отнести к ветхому жилью.

У суда отсутствуют основания не доверять выводам, изложенным в акте и заключении межведомственной комиссии, а также в заключении судебной экспертизы, поскольку они согласуются между собой. Выводы экспертов со стороны представителя ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Суд считает, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого дома, принадлежащего Полушкиной А.А. пригодным для проживания, не противоречит требованиям законодательства, а именно названному выше Положению от ДД.ММ.ГГГГ №.

Состав межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений утвержден постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть уполномоченным органом. Процедура проведения обследования и дачи заключения соответствуют установленным требованиям.

Доводы истицы о том, что межведомственная комиссия дала заключение без проведения обследования, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, какими либо доказательствами не подтверждены и судом признаны несостоятельными.

Несостоятельными суд признает доводы истицы о непригодности для проживания принадлежащего ей дома по основаниям отсутствия ванной, санузла, поскольку в п.12 Положения, требования обязательного устройства в жилых помещениях ванной не предусмотрено.

Поскольку истица является собственником жилого дома, то в силу требований ст.210 ГК РФ она несет бремя содержания принадлежащего ей имущества.

В судебном заседании установлено, что Полушкина А.А. является собственником жилого помещения, площадью 29.1 кв.метр.

Суд считает, что Полушкина А.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям - проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, поскольку согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, принадлежащий Полушкиной А.А. пригоден для проживания. Доказательств непригодности жилого помещения, принадлежащего Полушкиной А.А. истицей не предоставлено.

В соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции указа № от ДД.ММ.ГГГГ), п.4 ч.1 ст.2 Закона Пензенской области №1870-ЗПО от 27.02.2010 года обеспечение жилыми помещениями производится нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Поскольку <данные изъяты>. в силу приведенных выше норм ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в иске к Администрации Пригородного сельского Совета Сердобского района Пензенской области о защите жилищных прав ей должно быть отказано.

В соответствии со ст.37 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, а также взимать плату за производство судебных экспертиз, назначенных судом по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Судебно-строительная экспертиза по настоящему делу проведена по ходатайству истицы в установленном законом порядке, выводы данной экспертизы признаны судом достоверным и допустимым доказательством.

Стоимость производства судебно-строительной экспертизы определена расчетом стоимости экспертных услуг и составила 17000 рублей, что подтверждается счетом № от ДД.ММ.ГГГГ. Порядок оплаты за производство экспертизы истице судом разъяснялся. С данным порядком истица согласилась.

Согласно ч.1ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч.1 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании установлено, что экспертным учреждением АНО «Пензенская лаборатория судебной экспертизы» понесены судебные расходы в виде затрат на проведение судебной строительной экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей.

Суд считает, что указанная сумма подлежит взысканию с ответчицы в пользу АНО «Пензенская лаборатория судебной экспертизы», поскольку в удовлетворении требований ей отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Полушкиной А.А. в иске Администрации Пригородного сельского Совета Сердобского района Пензенской области о предоставлении жилья отказать.

Взыскать с Полушкиной А.А. в пользу АНО «Пензенская лаборатория судебной экспертизы» <данные изъяты> рублей.

Решение в течение 10 дней со дня вынесения может быть обжаловано в Пензенский областной суд.

Судья В.А.Рыбалко.