Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 мая 2011 г. г. Сердобск.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
При секретаре Моткиной С. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Зябликова А.И. к Администрации г.Сердобска Сердобского района о защите жилищных прав
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что он является участником Великой Отечественной войны. В соответствии с действующим законодательством «О ветеранах» он имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В мае 2008 года Президентом РФ был подписан указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в соответствии с которым государство приняло на себя обязательство об обеспечении жильем нуждающихся в улучшении ветеранов ВОВ и их вдов. Он проживает в квартире, которая принадлежит на праве личной собственности его сыну, Зябликову Н.А. и снохе, Зябликовой Т.И. Своего жилья он не имеет, поскольку в силу возраста и состояния здоровья он был вынужден переехать из <адрес> в благоустроенную квартиру сына. Он обратился с заявлением в администрацию <адрес> о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано, поскольку он намеренно, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении произвел отчуждение принадлежавшего ему жилого дома в с.Пяша. Однако, он данные действия в целях признания его нуждающимся в жилье не производил, а переехал в г.Сердобск с целью проживания в более благоприятных условиях. Просит суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, признать постановление Администрации г.Сердобска Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему в этом было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился, прося дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Дарюшин Ю.Н. в судебном заседании доводы истца поддержал и дополнил, указав, что отказ Администрации г.Сердобска Сердобского района ущемляет права его доверителя, поскольку Зябликов А.И. имеет преклонный возраст, переехал в г.Сердобск до издания Указа Президента РФ от 7.05.2008 года с целью проживать в более комфортных условиях, так как по месту прежнего жительства отсутствовали бытовые условия. Зябликов А.И. не имел намерение обращаться за постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации г.Сердобска Сердобского района в судебное заседание не явился, прося дело рассмотреть в его отсутствие.
Третьи лица Зябликова Р.И., Зябликов Н.А., Зябликова Т.И., представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования Зябликова А.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 п. п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах» ветеранам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального Закона. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение указанных положений Федерального закона принят Закон Пензенской области от 27.02.2010 годка № 1870 -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области».
Согласно ч.1 ст. 2 указанного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Зябликов А.И. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается копией удостоверения серии Е №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Бековским районным военным комиссариатом.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Зябликов А.И. имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Истец Зябликов А.И. зарегистрирован и проживает в <адрес> жилого <адрес>.
Указанная квартира на праве собственности по 1/2 доли за каждым принадлежит ФИО6 и ФИО7, что подтверждается копиями удостоверений о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ Зябликов А.И. обратился в Администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области с заявлением об обеспечении его жильем, как участника Великой Отечественной войны.
Постановлением Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области №407 от 9.12.2010 года « О признании Ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», Зябликову А.И. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. При этом основанием к отказу послужило то, что Зябликов А.И. намеренно, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ухудшил свои жилищные условия.
Суд находит данное постановление в части отказа Зябликову А.И. постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья незаконными по следующим основаниям.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В судебном заседании установлено, что Зябликов А.И. не имеет в собственности жилое помещение и не является членом семьи собственника жилого помещения в котором он в настоящее время проживает, поскольку собственник данного жилого помещения постоянно проживает и зарегистрирован в другом жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Зябликову А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по основаниям, предусмотренным п.3.ч.1 ст.54 ЖК РФ, а именно - не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно определению Конституционного Суда РФ №258-О-О от 19.04.2007 года, по смыслу статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В судебном заседании суд не установил умышленных действий истца, преследующих своей целью постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку установлено, что Зябликов А.И. имеет возраст 83 лет, переехал в г.Сердобск для проживания в более лучших условиях, в Администрацию г.Сердобска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося непосредственно после переезда не обращался.
По вышеуказанным основаниям суд считает необходимым удовлетворить требования истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ,суд
Р Е Ш И Л:
Иск Зябликова А.И. к Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области удовлетворить.
Признать Постановление Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области №407 от 9.12.2010 года «О признании Ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» части отказа Зябликова А.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья незаконным.
Признать за ФИО4 право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с ч.1 ст. 2 закона Пензенской области от 27.02.2010 года № 1870-ЗПО « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Седобский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья В.А.Рыбалко.