Дело № 2-474/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» мая 2011 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Нестерова В.М.,
с участим помощника прокурора Безгубовой О.Е.,
при секретаре Лысак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области к МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, администрации Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
В Сердобский городской суд Пензенской области с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, администрации Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и понуждении к совершению определенных действий обратился прокурор Сердобского района. В своем заявлении прокурор Сердобского района указал на то, что прокуратурой Сердобского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района. В ходе данной проверки было выявлено ряд нарушений указанного законодательства, а именно хранение <данные изъяты> (ВППБ 13-01-94 п.1.19).
В соответствии с действующим законодательством руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и нести персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно Устава МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, учредителем данного муниципального учреждения является отдел организации культурно - досуговой деятельности администрации Сердобского района Пензенской области. Согласно п. <данные изъяты> данного Устава, имущество МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотеки» Сердобского района закреплено за данным учреждением, а также имущество, приобретенное МЦРБ за счет средств, выделяемых Учредителем по бюджетной системе, является муниципальной собственностью Сердобского района Пензенской области.
МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района является муниципальным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Сердобского района.
Таким образом, обязанность по исполнению законодательства о пожарной безопасности здания, в котором расположены структурные подразделения МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района возложена на муниципальное образование Сердобского района и его исполнительно-распорядительный орган - администрацию Сердобского района.
Однако по результатам проверки было установлено, что администрацией МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района и администрацией Сердобского района не выполняются вышеуказанные обязанности, не осуществляются меры пожарной безопасности здания, в котором расположено МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района в полном объеме, администрацией Сердобского района не выделяются необходимые денежные средства для обеспечения реализации мер по замене <данные изъяты>, следовательно, администрация Сердобского района и МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района в данном вопросе бездействуют.
Дальнейшее бездействие администрации Сердобского района и МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района по невыполнению мер пожарной безопасности, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, а также угрозу сохранности библиотечного фонда.
На основании изложенного, прокурор Сердобского района просит суд признать незаконным бездействие администрации МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, администрации Сердобского района по обеспечению пожарной безопасности и обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Сердобского района Безгубова О.Е. уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействие администрации МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района по обеспечению соблюдения пожарной безопасности.
Обязать администрацию МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района устранить нарушения требований пожарной безопасности, путем замены горючих (деревянных) стеллажей для хранения книг и фондов МУК «Межпоселенческой центральной районной библиотеке» Сердобского района.
Обязать администрацию Сердобского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района требований пожарной безопасности, а именно произвести финансирование и выделить денежные средства на осуществление мероприятий: замены горючих (деревянных) стеллажей для хранения книг и фондов в МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района.
Представитель администрации Сердобского района Пензенской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении, адресованном суду, главный специалист правового отдела администрации Андреева О.В., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с заявленными требованиями согласилась.
Директор МУК «Межпоселенческой центральной районной библиотеке» Сердобского района Корженкова Л.М., действующая на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласилась с требованиями прокурора Сердобского района и дополнительно пояснила, что действительно в МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно в помещении библиотеки установлены горючие (деревянные) стеллажи для хранения книг и фондов. Однако в связи с недостаточностью денежных средств, замену деревянных стеллажей произвести не возможно, поскольку выполнение данных работ требует больших денежных затрат. МУК «МЦРБ» Сердобского района неоднократно обращалось в администрацию Сердобского района по вопросу внесения в проект бюджета денежных средств для выполнения указанных работ, однако данные денежные средства в бюджет внесены не были. В связи с чем, данные работы не были произведены.
Представитель заинтересованного лица Отдела организации культурно - досуговой деятельности администрации Сердобского района Каракозова Л.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражала против заявленных требований прокурора Сердобского района, при этом дополнительно пояснила, что Отдел организации культурно - досуговой деятельности администрации Сердобского района является учредителем МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, однако в соответствии с п. <данные изъяты> Положения о бюджетном процессе в Сердобском районе Отдел организации культурно - досуговой деятельности администрации Сердобского района не является участником бюджетного процесса в Сердобском районе, обладающим бюджетными полномочиями. МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района является муниципальным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Сердобского района.
Представитель заинтересованного лица Отдела организации культурно - досуговой деятельности администрации Сердобского района Никитцова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражала против заявленных требований прокурора Сердобского района и подтвердила указанные выше доводы.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данными требованиями.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По данному делу прокурором Сердобского района заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, представленных ему Федеральным Законом, для восстановления их нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 34 Федерального Закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на охрану жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» - руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В силу п.11 данного Приказа органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности на подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.
В соответствии с п. <данные изъяты> Положения о бюджетном процессе в Сердобском районе, утвержденного Собранием представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № участниками бюджетного процесса в Сердобском районе, обладающими бюджетными полномочиями являются: Глава администрации Седобского района, Собрание представителей Сердобского района, администрация Сердобского района, контрольно-счетная палата Сердобского района, финансовое управление Сердобского района, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета Сердобского района, главные администраторы источников финансирования бюджета Сердобского района, получатели бюджетных средств.
Согласно п.п. <данные изъяты> Устава МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, имущество МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района закреплено за данным учредителем, а также имущество, приобретенное МУК «МЦРБ» за счет средств, выделяемых Учредителем по бюджетной смете, является муниципальной собственностью Сердобского района Пензенской области. Источниками формирования имущества МУК «МЦРБ» являются: имущество, закрепленное за МУК «МЦРБ»Учредителем на праве оперативного управления; бюджетные и внебюджетные средства; доходы от рекламной деятельности в области культуры и искусства; безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан, в том числе иностранных; целевые средства грантов; иные преступления, не противоречащие действующему законодательству РФ.
МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района является муниципальным учреждением, финансирование которой осуществляется за счет средств бюджета Сердобского района.
Таким образом, обязанность по исполнению законодательства о пожарной безопасности зданий, в которых расположены структурные подразделения МУК «Межпоселенческой центральной районной библиотеки» Сердобского района возложена на муниципальное образование Сердобского района и его исполнительно-распорядительный орган - администрацию Сердобского района.
Однако, в судебном заседании было установлено, что в ходе проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Сердобского района с участием инспектора территориального отделения государственного пожарного надзора Сердобского района, была составлена справка по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, из которой следует, что в нарушение действующего законодательства МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района требования противопожарных норм исполняют ненадлежащим образом- производят хранение книг и фондов на горючих (деревянных) стеллажах, что влияет на безопасность граждан(справка по результатам проверки соблюдения законодательства по пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ имеется в материалах дела).
Указанное нарушение обусловлено отсутствием надлежащего финансирования из бюджета администрации Сердобского района.
Свидетель ФИО8, допрошенный в судебном заседании, показал, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района. В ходе указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании, в котором расположены структурные подразделения МУК, а именно <данные изъяты>, что не соответствием ВППБ 13.01-94 п.1.19 и влияет на безопасность граждан, создавая реальную угрозу их здоровью. Данные нарушения должны быть устранены, поскольку, выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут стать причиной возникновения пожара в здании МУК, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, посещающих МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, его работников, а также угрозу сохранности библиотечного фонда, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара.
Кроме того, в материалах дела имеется объяснение от ДД.ММ.ГГГГ директора МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района Корженковой Л.М., из которых следует, что нарушения пожарной безопасности в деятельности МУК, отраженные в справке прокурора Сердобского района, действительно существуют. Данные нарушения стали возможны в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации Сердобского района.
На основании изложенного, дальнейшее бездействие со стороны администрации МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района и администрации Сердобского района, выразившиеся в неосуществлении мер пожарной безопасности, а именно в непринятии мер по выделению необходимых денежных средств для обеспечения реализации мер по замене администрацией МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района <данные изъяты> в соответствии с ВППБ 13.01-94 п.1.19, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории данного муниципального образования, создавая реальную угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района. Так как выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут стать причиной возникновения пожара и повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара, а также угрозу сохранности библиотечного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 45, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района, администрации Сердобского района по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
Обязать администрацию МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района устранить нарушения требований пожарной безопасности, путем замены горючих (деревянных) стеллажей для хранения книг и фондов в МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района в соответствии с ВППБ 13.01-94 п.1.19.
Обязать администрацию Сердобского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района требований пожарной безопасности, а именно произвести финансирование и выделить денежные средства на осуществление мероприятий: <данные изъяты> в МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Сердобского района.
О принятых мерах в месячный срок сообщить в Сердобский городской суд.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья Нестеров В.М.
. .