о признании незаконным бездействия органово местного самоуправления



Дело № 2-445/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

«06» мая 2011 года г. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Нестерова В.М.,

с участим помощника прокурора Борисовой Е.Л.,

при секретаре Лысак Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области к администрациям Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

В Сердобский городской суд Пензенской области с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к администрациям Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий обратился прокурор Сердобского района. По данным заявлениям были возбуждены гражданские дела № 2-425/2011, № 2-426/2011, № 2-427/2011, № 2-428/2011, № 2-429/2011, № 2-430/2011, № 2-431/2011, № 2-432/2011, № 2-433/2011, № 2-445/2011, которые определением Сердобского городского суда от 03.05.2011 года были объединены в одно производство № 2-445/2011 для совместного рассмотрения. В своих заявлениях прокурор Сердобского района указал на то, что прокуратурой Сердобского района были проведены проверки соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, экологического законодательства в деятельности администраций Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области.

В соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления поселения возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

По результатам проверок было установлено, что данными администрациями сельсоветов не выполняются вышеуказанные обязанности, следовательно, администрации в данном вопросе бездействует.

На основании изложенного прокурор Сердобского района просит суд признать незаконным бездействие администраций Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в не проведении мероприятий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципальных образований, и обязать организовать на территориях поселков сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Сердобского района Борисова Е.Л. уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействия администраций Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории указанных муниципальных образований.

Обязать администрации Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области определить специализированные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, которые будут осуществлять прием отработанных ртутьсодержащих ламп на территориях указанных муниципальных образований и обеспечить информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Представитель администрации Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, Глава администрации ФИО16 в своей телефонограмме просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Представитель администрации Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, Глава администрации ФИО17. в своем письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Глава администрации Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области Капинос А.И., согласился с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.

Глава администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области Ховхунова Л.Н., согласилась с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.

Глава администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области Михайловская Н.В., согласилась с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.

Представитель администрации Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области Федотова Е.Г., действующая на основании доверенности, согласилась с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.

Глава администрации Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области Бердников Н.А., согласился с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.

Глава администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области Курбатов А.В., согласился с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.

Глава администрации Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области Карманов В.В., согласился с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.

Глава администрации Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области Бауэр В.В., согласился с предъявленными требованиями прокурора в полном объеме и не возражал против их удовлетворения

Представитель администрации Сердобского района Пензенской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Андреева О.В., действующая на основании доверенности, согласилась с требованиями прокурора Сердобского района.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Сердобском, Тамалинском, Бековском, Колышлейском, Малосердобинских районах, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Тезикова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования прокурора и пояснила, что имеют место нарушения администрациями сельсоветов Сердобского района законодательства при обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям и окружающей среде. Сбор и утилизация опасных отходов производства и потребления производится специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом «О прокуратуре РФ». В силу ч.3 ст.35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 41, 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

По данному делу прокурором Сердобского района заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, представленных ему Федеральным Законом, для восстановления их нарушенных прав и законных интересов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с его положениями к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18 ч.1 ст. 14). По смыслу указанной нормы закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора включает в себя так же и принятие нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ, утверждение местных нормативов.

Указанные нормы Федерального закона № 131-ФЗ согласуются с требованиями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указывается на то, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 3 этого же Закона одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

На основании п.8 Правил обращения с отходами и потребления в части обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Однако, в судебном заседании было установлено, что в ходе проверок, проведённых прокуратурой Сердобского района, установлено, что администрациями Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области не определены специализированные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, которые будут осуществлять прием отработанных ртутьсодержащих ламп на территориях указанных муниципальных образований и не обеспечено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп

На основании изложенного, дальнейшее бездействие со стороны администрации Сазанского сельсовета Сердобского района, выразившиеся в не проведении мероприятий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территориях указанных выше муниципальных образований, нарушает права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проживающих и расположенных на территории муниципальных образований «Секретарский сельсовет», «Рощинский сельсовет», «Пригородний сельсовет», «Песчанский сельсовет», «Мещерский сельсовет», «Долгоруковский сельсовет», Кировский сельсовет», «Куракинский сельсовета», «Сокольский сельсовет», «Новостуденовский сельсовет» о порядке осуществления такого сбора.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь требованиями ст. ст. 45, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администраций Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории указанных муниципальных образований.

Обязать администрации Секретарского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Кировского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Сокольского сельсовета Сердобского района Пензенской области, Новостуденовского сельсовета Сердобского района Пензенской области определить специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, которые будут осуществлять прием отработанных ртутьсодержащих ламп на территориях указанных муниципальных образований и обеспечить информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

О принятых мерах в месячный срок сообщить в Сердобский городской суд.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Нестеров В.М.