Дело № 2-502/2011 Р Е Ш Е Н И Е «01» июня 2011 года г. Сердобск Сердобский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Нестерова В.М., с участим помощника прокурора Безгубовой О.Е., при секретаре Лысак Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области к администрации Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области, МУК «Библиотечно - досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий, у с т а н о в и л: В Сердобский городской суд Пензенской области с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к МУК «Библиотечно - досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района, администрации Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий обратился прокурор Сердобского района. В своем заявлении прокурор Сердобского района указал на то, что прокуратурой Сердобского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности МУК «Библиотечно - досуговый центр» с.Мещерское. В ходе данной проверки было выявлено ряд нарушений указанного законодательства, а именно: - соединение, оконцевание и ответвление жил проводов и кабелей - стены зрительного зала и фойе отделаны сгораемым материалом (п.53 ППБ 01-03); - не произведена обработка деревянных конструкций планшета сцены огнезащитным составом (п.150 ППБ 01-03). В соответствии с действующим законодательством руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и нести персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно Устава МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района учредителем центра является администрация Мещерского сельсовета Сердобского района, в ведении которого находится центр. Согласно п. 4.2 Устава для обеспечения уставной деятельности за Центром на праве оперативного управления закрепляется следующее имущество: объекты муниципальной собственности согласно перечню (приложение к Уставу); средства технического оснащения, инвентарь и бюджетные средства, выделяемые Центру по смете. МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района Пензенской области является муниципальным учреждением, финансирование осуществляется за счет средств бюджета администрации Мещерского сельсовета Сердобского района. Таким образом, обязанность по исполнению законодательства, о пожарной безопасности здания, в которых расположено МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района возложена на муниципальное образование Мещерский сельсовет Сердобского района и его исполнительно-распорядительный орган - администрацию Мещерского сельсовета Сердобского района. Однако по результатам проверки было установлено, что администрацией МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское и администрацией Мещерского сельсовета Сердобского района не выполняются вышеуказанные обязанности, не осуществляются меры пожарной безопасности здания, в котором расположено МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское в полном объеме, администрацией Мещерского сельсовета Сердобского района не выделяются необходимые денежные средства для обеспечения реализации мер по устранению указанных прокурором нарушений пожарной безопасности, следовательно, администрация Мещерского сельсовета Сердобского района и МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское в данном вопросе бездействуют. Дальнейшее бездействие администрации Мещерского сельсовета Сердобского района и МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское по невыполнению мер пожарной безопасности, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих МУК «Библиотечно-досуговый центр» п.Мещерское. На основании изложенного, прокурор Сердобского района просит суд признать незаконным бездействие администрации МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское, администрации Мещерского сельсовета Сердобского района по обеспечению пожарной безопасности и обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности. В ходе судебного заседания помощник прокурора Сердобского района Безгубова О.Е. уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействие администрации МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское по обеспечению соблюдения пожарной безопасности. Обязать администрацию МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - привести в исправное состояние соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей ( ППБ 01-03 п.3 согласно ПУЭ); - отделать стены зрительного зала и фойе не сгораемым материалом (п.53 ППБ 01-03); - произвести обработку деревянных конструкций планшета сцены огнезащитным составом (п.150 ППБ 01-03). Обязать администрацию Мещерского сельсовета Сердобского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское требований пожарной безопасности, а именно произвести финансирование и выделить денежные средства на осуществление указанных выше мероприятий. Представитель администрации Мещерского сельсовета Сердобского района Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против заявленных требований прокурора. При этом дополнительно пояснила, что администрация Мещерского сельсовета Сердобского района является учредителем МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское. Для устранения нарушений пожарной безопасности, указанных прокурором, требуются денежных средства, которыми администрация не располагает, в связи с чем до настоящего времени данные нарушения не устранены. Директор «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района ФИО5, действующая на основании постановления администрации Мещерского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, согласилась с требованиями прокурора Сердобского района и дополнительно пояснила, что действительно в МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское имеются нарушения требований пожарной безопасности указанные прокурором. Однако в связи с отсутствием денежных сред, в настоящее время данные работы произвести не возможно, поскольку их выполнение требует больших денежных затрат. После выделения денежных средств, указанные работы по соблюдению требований пожарной безопасности будут проведены. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данными требованиями. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. По данному делу прокурором Сердобского района заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, представленных ему Федеральным Законом, для восстановления их нарушенных прав и законных интересов. В соответствии со ст. 34 Федерального Закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на охрану жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» - руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Пунктом 4 указанных Правил установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В силу п.11 данного Приказа органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности на подведомственных организациях и на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны. Согласно п. № Устава МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района учредителем центра является администрация Мещерского сельсовета Сердобского района, в ведении которого находится центр. Согласно п. № Устава для обеспечения уставной деятельности за Центром на праве оперативного управления закрепляется следующее имущество: объекты муниципальной собственности согласно перечню (приложение к Уставу); средства технического оснащения, инвентарь и бюджетные средства, выделяемые Центру по смете. МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района Пензенской области является муниципальным учреждением, финансирование осуществляется за счет средств бюджета администрации Мещерского сельсовета Сердобского района. Таким образом, обязанность по исполнению законодательства, о пожарной безопасности здания, в которых расположено МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района возложена на муниципальное образование Мещерский сельсовет Сердобского района и его исполнительно-распорядительный орган - администрацию Мещерского сельсовета Сердобского района. Однако, в судебном заседании было установлено, что в ходе проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Сердобского района с участием инспектора территориального отделения государственного пожарного надзора Сердобского района, была составлена справка по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района, из которой следует, что в нарушение действующего законодательства МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района требования противопожарных норм исполняют ненадлежащим образом: - соединение, оконцевание и ответвление жил проводов и кабелей - стены зрительного зала и фойе отделаны сгораемым материалом (п.53 ППБ 01-03); - не произведена обработка деревянных конструкций планшета сцены огнезащитным составом (п.150 ППБ 01-03). (справка по результатам проверки соблюдения законодательства по пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ имеется в материалах дела). Указанные нарушения обусловлены отсутствием надлежащего финансирования из бюджета администрации Мещерского сельсовета Сердобского района. Свидетель ФИО6, допрошенный в судебном заседании, показал, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района. В ходе указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в составленной прокурором справке, в здании, в котором расположены структурные подразделения МУК, что влияет на безопасность граждан, создавая реальную угрозу их здоровью. Данные нарушения должны быть устранены, поскольку, учитывая, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут стать причиной возникновения пожара в здании МУК, чем ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, посещающих МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района, его работников, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара, а также угрозу сохранности библиотечного фонда. Кроме того, в материалах дела имеется объяснение от ДД.ММ.ГГГГ директора МУК «Библиотечно-досуговый центр» с. Мещерское Сердобского района ФИО5, из которого следует, что нарушения пожарной безопасности в деятельности МУК, отраженные в справке прокурора Сердобского района, действительно существуют. Данные нарушения стали возможны в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации Мещерского сельсовета Сердобского района. На основании изложенного, дальнейшее бездействие со стороны администрации МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района и администрации Мещерского сельсовета Сердобского района, выражающиеся в неосуществлении мер пожарной безопасности, а именно в непринятии мер по выделению необходимых денежных средств для обеспечения: приведения в исправное состояние соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей ( ППБ 01-03 п.3 согласно ПУЭ); отделывания стен зрительного зала и фойе не сгораемым материалом (п.53 ППБ 01-03); произведения обработки деревянных конструкций планшета сцены огнезащитным составом (п.150 ППБ 01-03), что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования и находящихся там, создавая реальную угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района, его работников. Так как выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут стать причиной возникновения пожара и повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара, а также угрозу сохранности библиотечного фонда. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь требованиями ст. ст. 45, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района, администрации Мещерского сельсовета Сердобского района по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. Обязать администрацию МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района устранить нарушения требований пожарной безопасности: - привести в исправное состояние соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей ( ППБ 01-03 п.3 согласно ПУЭ); - отделать стены зрительного зала и фойе не сгораемым материалом (п.53 ППБ 01-03); - произвести обработку деревянных конструкций планшета сцены огнезащитным составом (п.150 ППБ 01-03). Обязать администрацию Мещерского сельсовета Сердобского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района требований пожарной безопасности, а именно произвести финансирование и выделить денежные средства на осуществление мероприятий по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности МУК «Библиотечно-досуговый центр» с.Мещерское Сердобского района. О принятых мерах в месячный срок сообщить в Сердобский городской суд. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Нестеров В.М.
Именем Российской Федерации
выполнены способом механической скрутки ( ППБ 01-03 п.3 согласно ПУЭ);
выполнены способом механической скрутки ( ППБ 01-03 п.3 согласно ПУЭ);